«Ввести в школах предмет "принятие решений" — это значит научить детей мыслить рационально»

Герман Греф предложил ввести в школах предмет «принятие решений». Фуад Алескеров, один из ведущих мировых специалистов в этой области, рассказывает о теории принятия решений и чем эта наука может пригодиться школьникам.

Глава Сбербанка Герман Греф во время Гайдаровского форума, закончившегося на прошлой неделе, предложил внедрять в образование предмет «принятие решений», причем начиная с младшей школы. Сейчас, по словам Германа Грефа, такого предмета в школьной программе не существует, «более того, в большинстве вузов theory of decision making, теория принятия решений, отсутствует». Он отметил, что такой предмет есть лишь в небольшом количестве российских вузов, например в Высшей школе экономики.

Эксперты НИУ ВШЭ подтверждают, что такая дисциплина в университете присутствует и для образовательного процесса очень важна. «Это область междисциплинарных знаний и умений на пересечении экономики, психологии и биологии, — объясняет первый проректор НИУ ВШЭ Валерий Катькало. — Сегодня она быстро прогрессирует на основе развития нейроисследований и методов принятия решений на основе данных. Например, в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ такие передовые курсы по принятию решений включены во все программы — от бакалавриата до МВА».

Ведущий российский и мировой специалист по теории принятия решений, руководитель созданного при НИУ ВШЭ Международного центра анализа и выбора решений Фуад Алескеров полагает, что такой эксперимент должен состояться именно в России.

Фуад Алескеров
ординарный профессор ВШЭ

— Я очень благодарен Герману Оскаровичу Грефу за то, что он привлек внимание к этой проблеме. Я не уверен насчет начальной школы, но начиная с восьмого класса средней школы изучать такой предмет действительно стоило бы. Необязательно в виде годового курса — возможно, в виде шести-восьми лекций. Но главное — с практическими заданиями, с решением задач.

Недавно у меня была лекция как раз в самой обычной средней школе. В зале было человек 150, и учителя потом говорили мне, что такой концентрации внимания у детей давно не видели. Дети решали задачу — конечно, одну из самых простых. Я просто дал им несколько методов, набор критериев, с помощью которых можно сделать оптимальный выбор чего угодно: выбрать машину, компьютер, даже яхту. И они решали, и очень успешно.

Науку о принятии решений действительно легко адаптировать под любой уровень знаний. По сути, это способ научить детей рационально мыслить, принимать верные решения в повседневной жизни.

На более высоком уровне, конечно, наука решает задачи куда более сложные. Герман Оскарович Греф прав в том, что наиболее масштабно в России этот предмет преподается в Вышке.

В нашем университете этот предмет присутствует почти на всех факультетах. Мы (я, мои коллеги и ученики) читаем курсы, связанные с принятием решений, на факультете мировой экономики и мировой политики, факультетах экономических, компьютерных, социальных наук, на специализации «Международные отношения», на проекте «МАГОЛЕГО», в Высшей школе бизнеса.

На всех этих факультетах дисциплина читается, естественно, по-разному. Например, магистрантам-политологам на факультете социальных наук мы читаем курс «Теория игр и принятие политико-управленческих решений», а в Высшей школе бизнеса речь идет о решениях в бизнесе. Есть курсы, связанные с индивидуальными и коллективными решениями, анализом данных в принятии решений, принятием решений в условиях неопределенности и т.д.

Для студентов с факультетов экономических и компьютерных наук мы читаем эту науку с доказательствами, чтобы они могли работать в этой науке, могли придумывать новые методы. Для политологов, социологов, управленцев в Высшей школе бизнеса читаем иначе: им не нужно быть теоретиками, но важно научиться пользоваться, применять, уметь грамотно принимать решения о развитии бизнеса, экономики, общества.

Конечно, эксперимент с внедрением теории принятия решений в школьное образование был бы весьма новаторским, такого пока не существует нигде в мире. Но в России такой эксперимент вполне мог бы состояться. Хотя бы потому, что российская часть мировой науки о принятии решений — очень сильная, она развивается, и на мировом уровне нас знают и уважают.

Наука о принятии решений появилась не в России. Основателем современной теории принятия решений стал философ, математик и политик Жан-Антуан де Кондорсе. Участник Великой французской революции, он первым в 1785 году математически доказал, что правило простого большинства может не работать на выборах при наличии трех и более кандидатов. Попытки найти эффективные процедуры коллективного выбора делались еще раньше, в Средние века — но «парадокс Кондорсе» поставил этот поиск именно на научные рельсы. После этого два века ученые пытались обойти этот парадокс, придумать правила коллективных решений, при которых интересы большинства отражались бы корректно. И только в XX веке выдающийся экономист Кеннет Эрроу положил конец этим поискам: теорема Эрроу о невозможности коллективного выбора доказала, что никакая процедура коллективного выбора не может оптимально отразить индивидуальные предпочтения избирателей. То есть благодаря этому ученому мы знаем, что демократические выборы возможны и необходимы, но корректное определение победителя на демократических выборах возможно не всегда.

В России бурное развитие теории принятия решений происходило в ХХ веке. Ключевые фигуры были связаны с Институтом проблем управления имени В.А. Трапезникова (ИПУ РАН). В начале 1970-х у нас занимались этой темой академик Станислав Васильевич Емельянов и профессор Марк Аронович Айзерман. Очень большой вклад в эту науку внесли академик Олег Иванович Ларичев, профессора Владислав Владимирович Подиновский, Борис Григорьевич Миркин, Андрей Витальевич Малишевский, Александр Иванович Орлов и многие другие коллеги.

Я был учеником Марка Ароновича, он был моим научным руководителем в ИПУ РАН, с 1989 года я заведую там лабораторией, которая теперь носит его имя.

Я и мои коллеги участвуем во всех международных симпозиумах по теории принятия решений, преподаем в лучших вузах. Я, например, читал лекции и выступал на семинарах в Гарварде, Стэнфорде, в Лондонской школе экономики, в Сорбонне и многих других прославленных университетах.

Международный центр анализа и выбора решений, который мы создали в Вышке, — это очень серьезный проект, я действительно им горжусь. Такой центр сегодня мог бы работать в любом университете самого высшего уровня. Так что Россия имеет что предложить в области этой науки, и это обязательно нужно делать.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Крищунс

Это было бы чертовски круто. Когда я учился в школе (школа 653 в СПб) нам преподавали сверх программы несколько предметов: 
1. Бальные танцы
2. Этикет (повторяющийся краткий курс)
3. Ораторское искусство (к сожалению всего 1 краткий курс)
Родители многих учеников говорили о том, что школа перегружает детей и "им это никогда не пригодится".
Есть ли у меня сожаления по этому поводу? О да, я жалею о том, что у нас был всего один курс ораторского искусства.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Пешков

Насчет бальных танцев не знаю, но что ораторское искусство не пригодится?? ) Это ж главный скилл в любом коллективе )

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolov

Какая крутая у вас была школа!

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Бирюков

у нас (31 школа СПБ)  полгода был предмет логики также были факультативы по экономике.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Лисин

Уважаемые, школа не прививает подобные вещи. Школа обучает морально этическим рамкам, формулам и буковкам, что бы можно было вычислить путь или нагрузку, выстроить коммуникации в социуме.
То о чем говорится в статье, закладывается до 5 лет на рефлекторном уровне, в подкорковую зону мозга. Поэтому... еще вопросы? Тогжа вам к изучению темы о работе и развитии мозга, плюс детская психология.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коротун

Жаль, что в Гарварде об этом даже не догадываются...

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Патокин

Это здорово!
Я окончил политех в СПб.  Основное чему меня там научили - выбирать правильное решение. Пускай инженерное. Но все же.
Ну, я так думаю. Хотя инженеров тоже хороших делают)

Умение найти и выбрать решение - один из нужных и полезных навыков в жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Frolov

По-моему отличная идея. И еще я бы добавил в этот курс - как фильтровать информацию, как избегать логических ловушек. В перспективе тогда, кстати, может, и результаты выборов в стране будут другими...

Ответить
Развернуть ветку
BeeWay Inc

Все беды России от аморального общества

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Крищунс

Какие конкретно?

Ответить
Развернуть ветку
BeeWay Inc

Не кради, не воруй, не душегубь, не ври, уважай родителей, чти справедливость... Вот они поучат "принять решения" под свой лад, но это не решит проблему

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коротун

А прелюбодействовать при этом можно, а?!..

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null