Физики, лирики, а посередине — роботы

Cоздание сайта о робототехнике стало логическим продолжением увлечения Digital Humanities декана социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Динары Гагариной.

фото Евгения Демшина
фото Евгения Демшина

Зимой 2014 года 12-летний ученик 6-го класса пермской гимназии №17 Саша Гагарин решил записать видео о том, как собрать робота. Два года до этого Саша ходил в кружок робототехники, и ему было чем поделиться со зрителями. Намерение мальчика поддержала мама, Динара Гагарина. Вместе они записали первое видео, потом еще одно. И может быть, на этом идея бы и заглохла, но в этой семье, так получилось, никто не умел останавливаться на полпути.

Динара Гагарина на тот момент о робототехнике не знала почти ничего. Выпускница мехмата Пермского университета, некоторое время назад она увлеклась также гуманитарными науками, получила второе образование историка (плюс окончила еще несколько десятков коротких и длинных образовательных курсов) и взялась эти два направления «поженить». Вместе с коллегами Динара Гагарина занялась новым направлением науки — Digital Humanities, для чего был создан Центр цифровой гуманитаристики. Для физиков и лириков, раньше воспринимавшихся как непересекающиеся сущности, это стало точкой объединения. Студенты-гуманитарии в этом центре имели возможность научиться оцифровывать источники и извлекать из них новые знания благодаря компьютерным технологиям, технари же учились применять свои навыки на поляне гуманитариев.

Александр Гагарин в 14 лет, 2016 год
Александр Гагарин в 14 лет, 2016 год

Изучением робототехники Динара Гагарина занялась по привычке плотно после первых же совместных с сыном видео. Поняв, что для развития проекта необходимы журналистские навыки, Динара с сыном прошли курсы по журналистике, начали писать статьи, занялись аналитикой. Чем глубже Динара погружалась в проект, тем яснее становилось, что здесь есть любимое ею соединение технического, гуманитарного и образовательного начала, более того — возможность оказания реальной помощи людям. Так проект окончательно встал на рельсы.

В начале 2014 года семья Гагариных создала сайт, посвященный робототехнике. Сегодня «Занимательная робототехника» — один из крупнейших информационных ресурсов по этой тематике. Помимо обширного каталога кружков по робототехнике в России и странах СНГ, здесь публикуется много информации об актуальных событиях мира робототехники, статьи с обзорами конструкторов, инструкции по сборке роботов и т.д. Ежемесячно сайт читают от 45 до 85 тысяч человек. Направленности своей проект не потерял: созданный как просветительский, он таким и остался, доходы от рекламы позволяют лишь окупать расходы.

«Мы не видим значимого развития проекта в сторону коммерции, планируем продолжать развивать его как просветительский, углубиться мы бы хотели в части аналитической составляющей», — говорит сын Динары Гагариной, Александр.

Сегодня он — студент 1-го курса факультета математики московской Вышки, а Динара осталась в родном городе и стала деканом социально-гуманитарного факультета пермской Вышки. Здесь она еще более активно занимается преобразованием гуманитариев в специалистов по Digital Humanities, а основанный ею семейный проект движется в заданном направлении уже без ее участия.

К проекту присоединились новые люди: Александр теперь работает заместителем отца, еще одного Александра Гагарина. Инженер по образованию, Гагарин-старший прошел обучение на курсах преподавателей робототехники, втянулся, и так «Занимательная робототехника» стала его основной работой. В команде теперь есть также профессиональный журналист и редактор.

Направлений развития проекта несколько.

Во-первых, информационно-образовательное. На портале можно найти курсы робототехники по всей России. Также существует сервис для поиска преподавателей.

«Нас часто благодарят люди, которым удалось в каталоге на нашем сайте найти кружок в своем городе, поселке, и они начали заниматься благодаря этому, — рассказывает Александр Гагарин-младший. — Статьи по актуальным темам и образовательные видео обновляются регулярно, и трафик на сайте растет главным образом благодаря этому.

Важной частью образовательной работы стала реабилитационная робототехника — использование робототехники в госпитальной педагогике и в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Это направление развивается сегодня в Центре Димы Рогачева, в Российской детской клинической больнице (РДКБ), ряде региональных больниц, в школах и кружках. Здесь можно отметить Елену Кузнецову, Тимофея Разбегина, Андрея Рожкова. Реабилитационная робототехника в их руках — это мощный инструмент, который помогает детям восстанавливать утраченные во время болезни когнитивные, координационные функции и приспособиться к новой действительности».

Во-вторых, аналитическое. Образовательная робототехника в России развивалась на глазах у авторов проекта, и этот опыт они изучали с разных сторон. В связи с этим они являются постоянными участниками различных мероприятий, связанных с индустрией, а также выступают консультантами при запуске новых проектов.

И в-третьих, социальная робототехника. Для Динары Гагариной это одно из любимых направлений.

«Это направление чрезвычайно близко к тому, чем я занимаюсь в Вышке, — Digital Humanities, поскольку это про взаимодействие робота и человека, — рассказывает Динара Гагарина. — Социальная робототехника — богатейшая для исследований и реализации область, потенциал которой еще не раскрыт».

«У нас уже появились коллаборации и совместные работы и исследования с НИУ ВШЭ, это для нас рост и новые возможности, — говорит Александр Гагарин-младший. — Мы работаем с коллегами из Института образования Вышки и учеными пермской Вышки. Проводим исследования, как сделать робота таким, чтобы он был комфортен для человека, исследования рынка образовательной робототехники, методов обучения».

Не так давно в Вышке проходил конкурс на лучшие работы на русском языке. Проект «Занимательная робототехника» стал победителем в направлении «Физика и инженерные науки».

11
Начать дискуссию