Пасха в Китае, Японии и Южной Корее.
Когда мы думаем о Пасхе, в голове сразу возникают образы куличей, крашеных яиц и крестных ходов. Но как этот праздник отмечают в Азии, где христианство — не основная религия?
Южная Корея, Япония и Китай — три страны с разным отношением к христианству, и каждая из них по-своему воспринимает Пасху. Где-то это глубоко религиозный праздник, а где-то — просто повод для весёлых мероприятий. Давайте разберёмся!
Пасха в Южной Корее: христианские традиции в стране утренней свежести.
Когда мы говорим о Южной Корее, первое, что приходит на ум, — это дорамы, K-pop, ханбок и буддийские храмы. Однако мало кто знает, что Корея — одна из самых христианизированных стран Азии. Около 30% населения исповедуют христианство (из них 20% — протестанты, 8% — католики), а значит, Пасха здесь действительно отмечают.
Но как выглядит этот праздник в стране, где соседствуют древние шаманские ритуалы и ультрасовременные мегаполисы? Как корейцы воспринимают Воскресение Христово? И есть ли у них свои уникальные традиции?
Христианство в Южной Корее: исторический контекст.
Христианство проникло в Корею в XVIII веке через миссионеров, но настоящий расцвет религии начался в XX веке, особенно после Корейской войны (1950–1953).
📌 Интересный факт:
"Корея — единственная страна, где христианство распространилось не через западных миссионеров, а через самих корейцев, которые привезли его из Китая".
Под влиянием духовного кризиса группа аристократов обратилась к христианской (католической) литературе, поставляемой из Китая на китайском языке.
Первым корейским христианином считается Ли Сынхун. Вскоре число дворян-приверженцев христианства возросло.
В 80-е годы XIX века миссионеры с Запада начали религиозно-просветительскую деятельность в Корее.
Протестантизм пресвитерианского толка попал в Корею из США в 1884 году. Именно протестанты впервые перевели Библию на корейский язык в 1887 году.
Сегодня в Сеуле находится самая большая в мире церковь — Церковь Полного Евангелия Ёыйдо (여의도순복음교회), которая вмещает 800 000 прихожан.
Как отмечают Пасху в Южной Корее?
Религиозные традиции:
- Богослужения проходят во всех христианских церквях, особенно торжественно — в католических соборах, таких как Мёндонский кафедральный собор (명동성당).
- Уличные шествия с песнями и чтением Библии (иногда напоминают сцены из дорамы "Гоблин", где есть эпизоды с церковными службами).
- Обмен подарками — чаще всего дарят яйца и сладости, но не в таких масштабах, как в России.
Светские традиции:
- Кафе и рестораны предлагают пасхальные меню (например, кофе с тематическим дизайном).
- Торговые центры (например, Lotte World Mall) устраивают пасхальные ярмарки с кроликами и яйцами.
- K-pop и дорамы иногда используют пасхальную символику (например, в дораме "Ангелы-мстители" есть сцена празднования Пасхи).
Пасха в Южной Корее vs Россия: сравнение традиций.
Хотя Пасха в Южной Корее не так масштабна, как в России, она имеет своё очарование. Для корейцев это не только религиозный праздник, но и повод для весёлых мероприятий. А для нас, изучающих корейский язык и культуру, это ещё один способ глубже понять менталитет страны.
Пасха в Японии: праздник в среде верующих католиков и православных.
Христианство — одна из малочисленных религий в современной Японии. Оно пришло в страну в 1549 году с приходом иезуита Франциска Ксаверия.
К 1620-м годам в Японии уже существовало множество христианских общин, и число верующих достигло, по разным оценкам, от 100 до 300 тысяч человек. Однако в начале XVII века властные структуры, обеспокоенные растущей популярностью христианства и его потенциальным воздействием на традиционные японские ценности, начали активные репрессии. В 1614 году христианство было официально запрещено. Многие христиане перешли в подполье, продолжая свои ритуалы тайно.
Лишь в 1873 году было официально разрешено исповедовать христианство, и миссионеры вновь начали свою деятельность в стране.
По состоянию на 31 декабря 2023 года, по данным отдела по делам религий министерства культуры Японии, всего христианские конфессии в Японии насчитывали 6 383 прихода (общины), 9 367 священнослужителей и 898 921 последователя (0,73 % от всего населения Японии).
В Японии существуют разные направления христианства, в том числе: протестантизм, католичество и православие.
Пасха в Японии отмечается в среде верующих католиков и православных.
Впервые пасхальное богослужение в Японии состоялось в 1859 году, когда в городе Хакодатэ открыли первый православный храм Воскресения Христова. Изначально богослужения предназначались только для русских, живущих в Японии, но уже в 1871 году на литургию впервые пришли японцы.
- Всего 1% христиан (в основном в Нагасаки, где сохранились "тайные христиане").
- Для большинства японцев Пасха — западный фестиваль, как Хэллоуин.
- В Токио и Осаке парки развлечений (Disneyland, Universal Studios) проводят пасхальные шоу.
- В магазинах продают шоколадных кроликов и яйца (но без религиозного смысла).
- В аниме и дорамах Пасха почти не упоминается (разве что в "Токийских воронах" есть пасхальные символы).
Пасха в Японии не является государственным праздником, но в этот день можно взять выходной за свой счёт или отработать на другой день, например на синтоиский праздник.
Пасха в Китае: подпольные службы и западные влияния.
Христианство появилось в Китае в VII веке после Рождества Христова. Первыми прибывшими в страну христианами были несториане.
В Китае христианство представлено тремя основными течениями, которые называются «тяньчжуцзяо» (католицизм), «цзидуцзяо» (протестантство) и «дунчжэнцзяо» (православие).
По данным на 2024 год, в Китае насчитывается около 38 млн протестантов, 6 млн католиков и 10 тыс. православных христиан.
В большинстве случаев власти контролируют религию, но в Гонконге и Макао Пасху отмечают открыто.
Пасха в Китае не является официальным праздником. Однако в стране есть православные, католики и другие христианские конфессии, которые соблюдают пасхальные традиции.
Празднование Пасхи в Китае можно разделить на два направления:
- Религиозное: в храмах при правительствах некоторых стран и в христианских храмах крупных городов Китая (Харбине, Пекине, Гонконге, Таньцзине и других) проходят службы. Прихожане приносят яйца, чтобы их осветили, едят куличи.
- Общественное: пасху отмечают в школах, тренинг-центрах и детских садах, где есть английский язык и изучение традиций и обычаев других стран. Как правило, в канун Пасхи учителя готовят для детей сценарий праздника. Нередко такие мероприятия проходят в выездном формате — в парках и садах.
Пасха – праздник, который в разных уголках мира окрашен в уникальные культурные оттенки. В Южной Корее, Японии и Китае он существует на стыке религиозных традиций и современной коммерции, создавая удивительный контраст с русским восприятием этого светлого дня.
В Корее, где христианство занимает прочные позиции, Пасха – это и торжественные богослужения в небоскрёбах мегаполисов, и сладкие сувениры в стильных кафе. Здесь западные кролики мирно уживаются с корейской любовью к эстетике, а дорамы ненавязчиво напоминают о духовном смысле праздника.
Япония превратила Пасху в красочный фестиваль – без глубокого религиозного подтекста, но с фирменным японским вниманием к деталям. Токио Диснейленд и универмаги с шоколадными кроликами доказывают: даже чуждый традициям праздник можно сделать уютным и фотогеничным.
А в Китае история сложнее всего – где-то Пасху отмечают тайно, а где-то (как в Гонконге) – с европейским размахом. Это словно метафора самого Китая: страна, где древние традиции и глобализация ведут нескончаемый диалог.
И если в России Пасха – это в первую очередь домашний очаг, запах куличей и всеобщее ликование, то в Азии она становится зеркалом, в котором отражается отношение общества к западной культуре. Где-то – как в Корее – её принимают всерьёз. Где-то – как в Японии – превращают в красивый ритуал. Но в любом случае, этот весенний праздник доказывает: даже самые древние традиции могут пускать корни в самой неожиданной почве.
Ведь в конечном счёте, Пасха – будь то в русской деревне или среди небоскрёбов Сеула – всегда о надежде. И, возможно, именно поэтому она находит отклик даже там, где христианство не является основной религией. После долгой зимы (буквальной или метафорической) так хочется верить в чудо воскрешения – пусть даже выраженное через шоколадного кролика или особенно пышный кулич.