Конкурентный анализ: зачем он нужен и почему просто копировать — плохая идея?
Знаете, не помню, какой это был год, да и не важно. Один бизнес-гуру, возьмем это в кавычки, сказал: "Найдите успешного конкурента и просто повторяйте за ним." Ну так себе идея, если честно.
Это породило огромное количество инфоциган и огромное количество ширпотреба на рынке. На фоне всего этого реальному бизнесу стало тяжело, так как впечатление аудитории сильно испортилось, и люди свой негативный опыт стали перекладывать на качественные организации и бизнесы.
Так вот, по сей день я слышу и даже поступают такие заказы: "Проведите анализ конкурентов, найдите сильнейшего и соберите его воронку и стратегию пошагово. Нам нужно знать все, мы хотим это повторить!" В таких случаях я искренне предупреждаю: "Нифига у вас уже не получится!" И вот почему.
Что такое анализ конкурентов?
Анализ конкурентов — это ключевой инструмент для успешного бизнеса. Он помогает понять, кто ваши соперники, как они работают и как вы можете выделиться на их фоне. В этой статье мы разберем, как проводить анализ конкурентов, какие данные собирать и как использовать полученную информацию.
Это процесс изучения деятельности других компаний и экспертов в вашей нише. Он включает сбор и анализ данных о продуктах, услугах, маркетинговых стратегиях, ценах и других аспектах бизнеса. Цель — выявить сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы улучшить свои собственные стратегии.
Когда анализ проведен качественно, вам это даст огромный пласт информации и опору для вашей стратегии.
Анализ помогает понять, как устроен ваш рынок, кто на нем доминирует и какие ниши свободны. Вы можете обнаружить пробелы в предложениях конкурентов и использовать их в свою пользу. Изучая конкурентов, вы можете улучшить свои продукты и услуги, добавив уникальные фишки. И таким образом выгодно подчеркнуть свои преимущества. Также это поможет понять, какие маркетинговые стратегии работают, а какие нет.
Видя позиционирование и УТП ваших конкурентов, вы сравните со своим и выделите главное, что точно зацепит вашего клиента, и вы станете заметными.
Можно ли провести анализ самостоятельно?
В целом да, но лучше все же обратиться к маркетологу, которые имеет опыт не только в сборе данных, но и аналитике.
Но если вы решили делать самостоятельно, то вот пошаговый алгоритм действий:
Шаг 1: Определение конкурентов
- Прямые конкуренты: Компании, предлагающие аналогичные продукты или услуги.
- Косвенные конкуренты: Компании, предлагающие альтернативные решения.
Шаг 2: Сбор данных
- Продукты и услуги: Что предлагают конкуренты? Какие у них особенности?
- Цены: Какова их ценовая политика?
- Маркетинг: Какие каналы используют? Какие акции и предложения предлагают?
- Отзывы и репутация: Что говорят клиенты о конкурентах?
- Социальные сети: Как они взаимодействуют с аудиторией?
Шаг 3: Анализ данных
- SWOT-анализ: Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
- Анализ УТП: Что делает конкурентов уникальными?
- Анализ воронки продаж: Как конкуренты привлекают и удерживают клиентов?
Шаг 4: Формирование выводов
- Позиционирование: Как выделиться на фоне конкурентов?
- Улучшение продукта: Какие фишки добавить?
- Маркетинговая стратегия: Какие каналы использовать?
Далее определите, как вы будете отличаться от конкурентов. Как необходимо улучшить свои продукты, дополнить или, наоборот, упростить? Оцените эффективность каналов. Если у вас нет большой команды, то внимательно изучите каналы продаж конкурентов и сосредоточьтесь на эффективных, не пытайтесь вести все и сразу.
И кстати, многие делают ставки на Instagram*, который запрещен в России. Так вот, много рилсов и много охватов НЕ равно продажи. Все зависит от ниши и аудитории.
Задача — не повторить, а перенять опыт и сделать его лучше со своей изюминкой. Это как в истории про босоногую Африку: когда один аналитик сказал, что им не нужна обувь, они все ходят босиком, а другой сказал, что это не паханное поле, там продавать и продавать, у них вообще обуви нет.
Вот анализ конкурентов и рынка как раз и покажет, нужен ли там ваш продукт и как его продать. Так что не пренебрегайте этим инструментом, без него потом не понятно будет, почему же нет продаж и как это исправить.