Конкурентный анализ: зачем он нужен и почему просто копировать — плохая идея?

Знаете, не помню, какой это был год, да и не важно. Один бизнес-гуру, возьмем это в кавычки, сказал: "Найдите успешного конкурента и просто повторяйте за ним." Ну так себе идея, если честно.

Это породило огромное количество инфоциган и огромное количество ширпотреба на рынке. На фоне всего этого реальному бизнесу стало тяжело, так как впечатление аудитории сильно испортилось, и люди свой негативный опыт стали перекладывать на качественные организации и бизнесы.

Так вот, по сей день я слышу и даже поступают такие заказы: "Проведите анализ конкурентов, найдите сильнейшего и соберите его воронку и стратегию пошагово. Нам нужно знать все, мы хотим это повторить!" В таких случаях я искренне предупреждаю: "Нифига у вас уже не получится!" И вот почему.

Что такое анализ конкурентов?

Анализ конкурентов — это ключевой инструмент для успешного бизнеса. Он помогает понять, кто ваши соперники, как они работают и как вы можете выделиться на их фоне. В этой статье мы разберем, как проводить анализ конкурентов, какие данные собирать и как использовать полученную информацию.

Это процесс изучения деятельности других компаний и экспертов в вашей нише. Он включает сбор и анализ данных о продуктах, услугах, маркетинговых стратегиях, ценах и других аспектах бизнеса. Цель — выявить сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы улучшить свои собственные стратегии.

Когда анализ проведен качественно, вам это даст огромный пласт информации и опору для вашей стратегии.

Анализ помогает понять, как устроен ваш рынок, кто на нем доминирует и какие ниши свободны. Вы можете обнаружить пробелы в предложениях конкурентов и использовать их в свою пользу. Изучая конкурентов, вы можете улучшить свои продукты и услуги, добавив уникальные фишки. И таким образом выгодно подчеркнуть свои преимущества. Также это поможет понять, какие маркетинговые стратегии работают, а какие нет.

Видя позиционирование и УТП ваших конкурентов, вы сравните со своим и выделите главное, что точно зацепит вашего клиента, и вы станете заметными.

Можно ли провести анализ самостоятельно?

Но если вы решили делать самостоятельно, то вот пошаговый алгоритм действий:

Шаг 1: Определение конкурентов

  • Прямые конкуренты: Компании, предлагающие аналогичные продукты или услуги.
  • Косвенные конкуренты: Компании, предлагающие альтернативные решения.

Шаг 2: Сбор данных

  • Продукты и услуги: Что предлагают конкуренты? Какие у них особенности?
  • Цены: Какова их ценовая политика?
  • Маркетинг: Какие каналы используют? Какие акции и предложения предлагают?
  • Отзывы и репутация: Что говорят клиенты о конкурентах?
  • Социальные сети: Как они взаимодействуют с аудиторией?

Шаг 3: Анализ данных

  • SWOT-анализ: Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
  • Анализ УТП: Что делает конкурентов уникальными?
  • Анализ воронки продаж: Как конкуренты привлекают и удерживают клиентов?

Шаг 4: Формирование выводов

  • Позиционирование: Как выделиться на фоне конкурентов?
  • Улучшение продукта: Какие фишки добавить?
  • Маркетинговая стратегия: Какие каналы использовать?

Далее определите, как вы будете отличаться от конкурентов. Как необходимо улучшить свои продукты, дополнить или, наоборот, упростить? Оцените эффективность каналов. Если у вас нет большой команды, то внимательно изучите каналы продаж конкурентов и сосредоточьтесь на эффективных, не пытайтесь вести все и сразу.

И кстати, многие делают ставки на Instagram*, который запрещен в России. Так вот, много рилсов и много охватов НЕ равно продажи. Все зависит от ниши и аудитории.

Задача — не повторить, а перенять опыт и сделать его лучше со своей изюминкой. Это как в истории про босоногую Африку: когда один аналитик сказал, что им не нужна обувь, они все ходят босиком, а другой сказал, что это не паханное поле, там продавать и продавать, у них вообще обуви нет.

Вот анализ конкурентов и рынка как раз и покажет, нужен ли там ваш продукт и как его продать. Так что не пренебрегайте этим инструментом, без него потом не понятно будет, почему же нет продаж и как это исправить.

Начать дискуссию