Сердцу не прикажешь: 4 диджитал-тренда, которые не оправдали себя
Почему несмотря на все прогнозы аудитория не торопиться переходить в VK? В связи с событиями февраля 2022 года диджитал мир погрузился в «новую нормальность». Вопреки прогнозам экспертов, многие сценарии так и остались в заголовках статей.
Стремительная миграция российской аудитории по соцсетям
Уже как 4 месяца россияне лишены доступа к ряду зарубежных соцсетей: Twitter заблокирован, Facebook* и Instagram* запрещены в России, YouTube оставил российских креаторов без монетизации, а TikTok запретил доступ к зарубежному контенту. Очевидно, блокировки соцсетей заставили людей искать альтернативы:
- В марте число новых пользователей ВКонтакте выросло по сравнению с минувшим годом на 63%, а месячная аудитория составила рекордные 100,4 млн.
- В Telegram зарегистрировались более 40 млн. новых пользователей. По версии Mediascope, с конца февраля до середины апреля среднесуточный охват мессенджера вырос с 25% до 34%.
- «Одноклассники» зафиксировали рекордный приток аудитории. С начала марта количество новых регистраций увеличилось на 66%, а восстановление старых аккаунтов — на 36%
- На 56% выросла месячная активная аудитория аналога TikTok — сервиса Yappy, а средняя дневная аудитория на платформе увеличилась на 68%.
Однако несмотря на это российские блогеры продолжают терять свою аудиторию. Цифры колеблются в районе от 15% до 70%. Также приводятся сведения о том, что после блокировки Instagram* только 10–20% аудитории блогеров перешли за ними на другие платформы.
Это легко объясняется спецификой самой соцсети. Пользователи делают попытки с заменой Reels или TikTok теми же VK Stories, о чем свидетельствует рост их использования. Однако привычная глазу эстетика Instagram не ложиться на пользовательский опыт развлекательного Вконтакте или ностальгирующих Одноклассников. Telegram, в свою очередь, все еще мессенджер с превалирующим текстовым контентом, и попытки заменить Stories видеороликами в виде кружков остались безуспешными.
В результате ни блогеры, ни специалисты по рекламе не могут сразу приспособиться ко всем изменениям и не спешат покидать привычные платформы.
Подтверждают это и данные LiveDune. По графику видно, что с апреля миграция пользователей завершилась и данные критично не меняются от месяца к месяцу. Таким образом, аудитория не мигрировала в том объеме, в котором предсказывали эксперты. VPN пока что не заблокирован, что позволяет сидеть в Instagram* как раньше, что брендам, что инфлюенсерам.
Замена ушедших платформ новыми соцсетями
Интернет-маркетолог Александр Зобов обещал запустить российский аналог Instagram с привычным для всех функционалом «Россграм» 28 марта. Росграм собрал порядка 10 тысяч заявок на регистрацию, но сломался, так и не стартовав.
Почему новые соцсети Now, Россграм и Грустнограм не станут полноценной заменой для ушедшей платформы?
Нужно понимать, что у данных сервисов узкая аудитория, которая будет состоять только из русскоязычных пользователей. Из этого вытекает следующий пункт – невозможность следить за зарубежными селебрити и блогерами. Instagram* объединяет глобальную аудиторию, там ведут свои аккаунты звезды мирового масштаба – представители шоу-бизнеса, политики, спорта и общественные деятели, которые многим интересны. К сожалению, Росграм не предлагает и малой доли от того, что имеется в Instagram* – как для пользователей, так и блогеров и рекламодателей. В-третьих, аналоги всегда будут отстающими в плане функциональности – продукт Кевин Систрома и Майка Кригера развивался много лет с поддержкой многомиллионных инвестиций – это не продукт «на коленке», а серьезный успешный проект, как на технологическом, так и на бизнес-уровне.
При этом часть блогеров всё-таки перейдут на отечественные сервисы, например, четко прослеживается миграция с YouTube на RuTube. Еще одним многообещающим проектом является Tenchat. Проблема русского Linkedin в том, что это пока не соцсеть в привычном понимании – слишком малое количество людей. Пока MAU не достигнет хотя бы за 30 млн, всерьез говорить о продвижении там будет нельзя. Однако в случае популяризации соцсети Tenchat, вероятно, займет место лидера в российских B2B-отношениях.
Instagram* и Facebook* покинут арсенал инструментов маркетологов
Instagram* несмотря на все прогнозы — все еще рабочая площадка для привлечения лидов. До блокировки трафик из этой соцсети составлял 56,1%, на данный момент порядка 40,9%, что, конечно, не дотягивает до прежних значений, но не критично. Ядро активной аудитория остается на прежнем месте и никуда не собирается.
По нашим данным на текущий момент охваты в Instagram* выходят на плато, это подтверждают и другие эксперты. Сейчас охваты перестают активно падать и фиксируются на том уровне, с которым нам дальше жить. Стоит учитывать участившиеся эксперименты от самой платформы – полноэкранный формат отображения постов, упор на Reels, что в конечном итоге приводит к снижению охватов. Интересна динамика роста активности у ряда блогеров. Вероятнее всего, креаторы поняли, что в других соцсетях продвигаться гораздо сложнее, и вернулись к запуску контента на привычной платформе. В Facebook* наблюдается снижение активности, но все же там остается большое количество целевой аудитории.
Уже сейчас ясно, что те данные, которые предоставляет Mediascope о падении аудитории на 70% или заявления главы Минцифры Максута Шадаева о потере 80% трафика из России далеки от правды. «Прежде всего потому что они смотрят трафик из РФ, а очевидно, что после блокировки, пользователи с VPN идентифицируются уже не как РФ-трафик». По последним данным от Минцифры, каждый пятый россиянин сейчас пользуется VPN-сервисами, а значит, каждого пятого не распознают как РФ-трафик в Instagram*.
Таким образом, нет никаких препятствий для того, чтобы аудитория возвращалась на площадку, не найдя альтернатив по доступу к контенту в других соцсетях и сервисах.
Вконтакте и Telegram заменят Instagram для бизнеса и личных блогов
«Instagram* блокируют, уходим во ВКонтакте, кстати, вот мой QR-код на Telegram-канал» — звучит сегодня, как манифест. Действительно ли Вконтакте и Telegram заменят Instagram* для бизнеса и личных блогов?
Да, во Вконтакте активно создаются сообщества и страницы брендов. 100 000 — столько новых бизнес-сообществ было создано во ВКонтакте. Но маркетологи и бизнес вряд ли добьется таких же результатов вовлеченности и продаж, какие были в Instagram*. Хорошее объяснение этому приводит Ренат Янбеков: «Следует понимать, что сегодняшняя бизнес-аудитория, то есть бренды и работающие с ним маркетологи, ушли в свое время из ВКонтакте не просто так. ВКонтакте на рубеже примерно 2017 года не просто стал немодным. Для большинства продуктов он перестал приносить понятные результаты за вменяемые деньги. Схема продвижения: «Ведём сообщество» — «Посты запускаем в промо» — «Получаем высокую вовлечённость и заказы» — перестала работать. В современном ВКонтакте нельзя просто заплатить денег и получить активность под постом, как это работает в Meta*.
Также стоит учитывать следующие положения:
1) Некогда быстрый ВКонтакте часто тормозит, и эта проблема началась задолго до февральских событий.
2) Репутация ВКонтакте как устаревшей платформы никуда не денется.
3) Нынешние пользователи пришли во ВКонтакте не по любви, а из-за безвыходной ситуации. Как только Instagram* разблокируют, они моментально вернутся обратно.
Что касается Telegram: это мессенджер, а не соцсеть. Павел Дуров неоднократно это подчеркивал. Telegram может быть отличной финальной стадией воронки, но стать источником лидов для малого бизнеса он не сможет.
Так, что же это значит для бизнеса?
- Данные об аудитории – новое топливо. Чтобы наращивать LTV, своего потребителя надо понимать: постоянно изучать и адаптироваться под его новые боли и потребности
- Purpose-driven коммуникация. Этот тренд зародился во время пандемии, а в связи со сложными внешнеполитическими условия стал еще актуальнее. Бренду нужно выражать позицию.
- Новые ожидания от брендов. Потребители ожидают от брендов персонализированной, иммерсивной и омниканальной коммуникации.
- Здесь и сейчас. В 2022-м преуспеют бренды, которые удовлетворяют текущие нужды, а не воспитывают новый тип потребления или спрос
- Быстрая адаптация – ключ к успеху. Международные бренды ушли не навсегда. Большинство из них планирует возобновить работу в перспективе 2 месяцев.
- Перегрев инфлюенсеров и таргета. В связи с событиями 20-х чисел февраля, привычные инструменты для монетизации и продвижения нам недоступны. И блогеры не смогут спасти каждый бизнес.
Александра Тюрина — Стратегический директор Slayers
Айдана Беленова — Product Manager Slayers
Slayers — агентство, которое специализируется на исследованиях и брендинге. К нам приходят со сложными задачами, на которые мы всегда находим нестандартные решения, благодаря data-driven подходу и стратегическому мышлению
Если у вас остались вопросы и предложения, пишите нам:
Наш сайт: https://slayers. team/
Почта: general@slayers. team
*Признан экстремистской организацией на территории РФ