Как красивая картинка может убить бренд?
Помните эту рекламу, о которой трубили из каждого утюга?
Все начали говорить, что Gloria Jeans заиграла новыми красками, обновилась и так далее. Это было в начале 2024 года. С того времени компания потеряла более 14% прибыли и закрыла более 100 магазинов, как указано в статье на Sostav. Для того, чтобы понять, как могут быть связаны эти два события, давайте вернемся в мое детство (неожиданный поворот, согласна).
Мне 10, реклама Gloria Jeans идет постоянно по телевизору, я вижу таких же девочек и мальчиков, как и я сама, и для меня, ребенка из богом забытой деревни, это что-то невероятно крутое. И в один прекрасный день — не знаю, какими правдами ли неправдами — мама приносит мне джинсовый сарафан этого невероятного бренда, который я видела только в рекламе. «Да, я самая крутая» — мысль, которая селится у меня в голове. Это был восторг, который не передать словами.
В итоге этот сарафан я носила до момента, пока он не стал слишком коротким для приличной носки, и перешёл по наследству моей племяннице. В то время я была идеальным представителем целевой аудитории Gloria Jeans, так же, как и миллионы других таких же детей и взрослых. В этом бренде мы видели себя.
Уже позже, в начале своей деятельности, изучая кейс Gloria Jeans, я разобрала, как это работает: их собственник, а соответственно и вся компания, точно понимали, для кого они делают одежду — для ребят, у которых нет денег, но им нужна качественная и актуальная одежда. Они находили фотографов и создавали технические задания, чтобы картинка говорила: «Это круто, качественно и недорого». Они делали дизайн, исходя из уровня насмотренности их целевой аудитории. У них не было истории про красивую картинку, а была задача — быть узнаваемыми для своей целевой аудитории.
С тех данных, что мне удалось найти, в 2023 году, как и у многих российских брендов одежды, произошёл значительный рост. И вот тут вопрос: что сподвигло к тому, что случилось в 2024 году, а именно к коллаборации со знаменитостью мирового уровня, которая до этого работала с Dolce & Gabbana, Calvin Klein, Givenchy, Versace, Burberry, Armani Exchange?
Вряд ли удастся найти ответы, но продолжу свой сказ дальше — возможно, для кого-то это откроет глаза и предостережёт от дальнейших ошибок.
Итак, в один прекрасный день, в апреле, те девочки и мальчики, мамы и папы, которые являлись потребителями данного бренда, увидели Gloria Jeans в совершенно другом ракурсе, и вот краткий спектр эмоций, который накрыл их:
- страх
- непонимание
- отторжение, которое стало во главе всех ассоциаций в отношении бренда.
В то время как СМИ кричали про второе дыхание бренда, их потребители начали его бояться, потому что для них он резко стал «дорогим». У них в голове сломался существующий алгоритм, и произошёл естественный отток, который, я думаю, и будет продолжаться ещё несколько лет, потому что компания не приняла полных мер для шокового изменения позиционирования.
То есть произошла ситуация, когда часть старых потребителей и потенциальных потребителей отказалась от бренда, так как для них он стал «не по карману», даже если бы цены остались прежними; вторая часть решила, что он стал более «высокого класса» — значит, и требований к нему больше, а бренд по ним абсолютно не проходил, отсюда и посыпалась волна хейта на него, а новая аудитория, на которую и была направлена, как я понимаю, эта красивая картинка, тоже разделилась: часть — на волне хайпа — зашла, потегала в социальных сетях и не приняла продукт по качеству; вторая часть не поняла, что произошло, и так и осталась в непонятках, что делать, ведь для них это история про прошлое, из которого они «выбрались» или выросли; и третья часть, которая просто проигнорировала, так как никогда не воспринимала бренд.
Так что же про шоковое изменение позиционирования? Вообще, я против этого подхода, всё же больше за постепенность и суббренды, так как в данном варианте полностью отсутствует мост между старым и новым восприятием бренда, но такая история всё же существует, и не мне осуждать. Итак, если бы они правильно провели (а уже видно, что провалили его), то тут бы об этом говорило следующее:
- Крупное медийное лицо (в данном случае мирового масштаба) каждый год должно повышать градус. То есть или постоянный амбассадор, который привлекает подружек её уровня, или подключаются более крупные медийные лица. История длится от 3 до 5 лет, иногда до 10 — исходя из того, насколько сильно простроен ассоциативный ряд вокруг бренда, который зависит от того, сколько лет планомерно вливали бюджет в массовую рекламу и закладывали его восприятие - чтобы изменить позиционирования бренда и новые целевые сегменты начали его воспринимать. А дальше просто выбирают постоянного амбассадора.
- Постоянная поддержка более мелкими или медийными лицами местного уровня (в данном случае на уровне государства). В целом двух человек привлекли — на этом всё ушло в пустоту, а должно быть не менее пяти. Это пожизненная история.
- Постоянная поддержка нишевыми медийными лицами 2 и 3 порядка. Их должно быть не менее 30, которые регулярно ходят и вещают о бренде на постоянной основе, и это число должно расти, чтобы нужный сегмент аудитории всё больше узнавал себе подобных и выстраивал новые ассоциации с брендом.
И это речь только о медийке — я не затронула ни визуал, ни продукт, ни изменения в стандартах качества, которые должны были быть проведены в соответствии с новым позиционированием и перенятием «стандартов качества», с которыми ассоциируется данный звёздный состав коллаборации, — которое должно было произойти; ни изменения мерчендайзинга и так далее. Если взять и расписать всё — материала хватит на неплохой учебник.
В итоге Gloria Jeans получила волну кратковременного хайпа, потерю клиентов и долгосрочные последствия, которые приведут к не очень хорошим вещам, если не увидят и не исправят эту ошибку, не перестроят работу и не выровняют позиционирование.
Порассуждала про «абы да кабы», а сейчас хочу показать другие возможные причины, которые не так очевидны, исходя из того, к чему нас подводят СМИ и обозначу сразу, что сокращения — это не всегда про провал и про то, что компания идёт к кризису и потерям.
Да, сказанное выше мной — это факт, но чтобы оценить точную степень влияния, мне нужна внутренняя информация и время, ну и бюджет на исследования.
Итак, собственно говоря, причины:
- Оптимизация и реорганизация компании. То есть на фоне снижения спроса офлайн произошла оценка текущей ситуации и принято решение об оптимизации затрат (я бы не назвала точно снижением, так как нет внутренней информации о том, были ли перераспределены данные ресурсы, которые освободились после закрытия, или нет).
- Смена фокуса. Переход на другие целевые сегменты, возможный запуск новых суббрендов, выход на новые рынки.
Эти факторы вместе могли сформировать тот же результат, который видим сегодня.
Может, что-то ещё вспомню, но мой ресурс исчерпан — возможно, выпущу вторую часть или допишу здесь статью позже.