Цена красивой новостройки: как девелоперы губят уличную атмосферу.

Жилые комплексы микрорайона Балтийская жемчужина в городе Санкт-Петербурге.
Жилые комплексы микрорайона Балтийская жемчужина в городе Санкт-Петербурге.

Архитектурный диссонанс: почему современная застройка разрушает идентичность города?

Изучаем принципы гармоничного урбанизма: подход Кристофера Александера. Разбираем шаблон № 135 — «Тонкое встраивание» из культовой книги автора «Язык шаблонов».

Есть в Петербурге особое ощущение — едва уловимое, но отчётливо тревожное. Возникает оно не в парадном центре, а там, где город становится просто местом для жизни: среди панельных коробок, монолитных новостроек, дворов, отгороженных шлагбаумами, но всё равно живых. Идëшь себе, смотришь по сторонам — и вдруг взгляд на чём-то спотыкается. Что-то не так, что-то лишнее.

Перед тобой новый дом — с виду аккуратный, даже нарядный. Фасад отделан дорогой керамогранитной плиткой или клинкерным кирпичом, сразу бросается в глаза. Но он — чужой. Он будто сбивает шаг улицы, режет её ритм, мешает дышать.

Кристофер Александер в своих работах говорил об отсутствии «тонкого встраивания» в архитектуре. Я бы охарактеризовал это явление как архитектурная нечувствительность. Даже при визуальной привлекательности и высокой стоимости, здание, игнорирующее контекст места, превращается в визуальный диссонанс, нарушающий гармонию окружающей среды.

Примеры оставлю за скобками — не хочу никого задевать. Конкретные адреса не важны. Эта болезнь современной застройки слишком распространена, чтобы нуждаться в отдельных иллюстрациях.

Проблема заключается не столько в стилистическом разнообразии — петербургская архитектура исторически демонстрировала способность гармонично интегрировать различные направления.

Ключевая трудность состоит в том, что участники процесса градостроительства: девелоперы, архитекторы, чиновники и даже дизайнеры элементов городской среды не учитывают морфологию исторического пространства. Они не стремятся выявить композиционный ритм сложившейся застройки и не задаются принципиальными вопросами урбанистического проектирования:

— Где должна располагаться смысловая и пространственная доминанта входа?

— Как воспринимается объём здания с точки зрения пешеходного уровня?

— Где проходит граница фасадной плоскости: на уровне пятого этажа или у основания входной группы?

— Каковы принципы визуального соотнесения с соседними строениями по параметрам высотности, колористики и карнизных линий?

Как отмечает К. Александер: «Любое новое строение должно органично вписываться в существующую застройку по духу — оно может быть современным, но при этом восприниматься как естественное продолжение существующего контекста».

Что случается при отсутствии гармоничного встраивания?

Искажается визуальный и эмоциональный облик улицы.

Теряется ощущение комфорта и ориентирования в пространстве.

Среда становится хаотичной, теряет целостность и ясность.

Появляется визуальный хаос — взгляду не за что зацепиться.

Но самое важное — исчезает дух места, а с ним и чувство принадлежности.

Конечно, девелоперу выгоднее штамповать безликие коробки, отхватывать лишние квадратные метры и прикрываться броской фразой «в духе Петербурга». Но настоящая архитектура измеряется не слоганами, а вкладом в город. Не стилизацией, а диалогом. Не картинкой для буклета, а бережным вплетением в ткань города.

Александер предлагает не слепое копирование исторических форм, а глубокое понимание места. Его метод — это внимательное всматривание, вчувствование в пульс городской среды. Лишь постигнув эту органичную логику, можно создавать архитектуру, которая не будет травмировать городское пространство, а станет его естественным продолжением без диссонанса и внутреннего отторжения у горожан.

Сколько новых жилых комплексов в Петербурге действительно создаются с мыслью о городе? Или как и десятилетия назад, главными священными коровами остаются «плотность», «экономика» и «эффективность», а всё остальное — в лучшем случае довесок к финансовым отчётам?

Застройщики, словно одержимые, гонятся за кричащей заметностью — лишь бы выделиться на фоне конкурентов. В ход идут гигантские рекламные конструкции, нелепые фасады и псевдоэлитные названия. Но где в этой гонке за продажами место самому Петербургу с его историей, масштабом и стилем? Город превращается в полигон для архитектурных экспериментов, где главный критерий — не гармония, а узнаваемость в рекламном буклете.

Как отмечает генеральный директор, один из ведущих девелоперов намеренно использовал подобный подход при строительстве объектов комфорт-класса. Однако здания, возведённые в этот период, отличаются чрезмерно яркими, даже кричащими цветовыми решениями. Основной маркетинговой задачей было выделение на фоне конкурентов.

Тем не менее, подобная аляповатость негативно влияет на восприятие пространства и нарушает эстетическую целостность локации.

Вполне возможно, что настало время включить в техническое задание для архитекторов следующий пункт: «Проектирование должно осуществляться в гармонии с окружающей средой, а не вопреки ей».

Читайте прошлые статьи по теме и делитесь вашим мнением в комментариях.

Добро пожаловать в наш Телеграм-клуб о недвижимости и городской среде Петербурга!

С уважением, Леонид Белик. Независимый эксперт по недвижимости, город Санкт-Петербург.

2
Начать дискуссию