«Видеть возможности там, где другие видят проблемы»: как выращивают технологических предпринимателей

Автор: Екатерина Чеснокова
Источник: Фотохост Конгресса молодых учёных
Автор: Екатерина Чеснокова Источник: Фотохост Конгресса молодых учёных

Операторы Платформы университетского технологического предпринимательства на Конгрессе молодых ученых рассказали о мерах поддержки стартапов в России

Согласно федеральному проекту «Технологии», к 2030 году выручка малых технологических компаний должна вырасти до 2,1 трлн рублей, а число самих МТК – до 12 тыс. Что нужно сделать для достижения этих показателей и в чем видят свою миссию университеты и институты развития — обсуждали участники сессии «Предпринимательский код: компетенции будущего для науки и карьеры».

«К 2030 году выручка малых технологических компаний должна увеличиться в семь раз относительно 2023 года. И, наверное, директивно это не сделать. Нельзя просто издать указ и надеяться, что все тут же моментально изменится», — отметил Павел Сорокин, модератор сессии, руководитель направления по партнерствам компании «Сибур ПолиЛаб». Для того, чтобы появились технологические предприниматели, нужно создавать условия и механизмы – в частности, работать с мотивацией людей и развивать гибкие навыки, убежден он.

Евгений Кирьянов, управляющий директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы «РОСНАНО», рассказал о том, что в России с 2022 г. запущена сеть университетских стартап-студий (УСС).

«Они организуются тремя учредителями: университетом, ФИОП и индустриальными партнерами, в числе которых могут быть и промышленные компании, и фонды, и госкорпорации. Главная цель студии – обеспечить комплексную поддержку для создания и развития университетских технологических компаний – начиная от идеи до выхода на рынок и первых продаж», — пояснил он.

Со стороны Фонда идет финансирование университетских стартап-студий в размере до 300 млн руб., индустриальные партнеры, исходя из практики, инвестируют в студию от 20 до 600 млн. руб., поделился цифрами Евгений Кирьянов. Также финансирование идет и со стороны университета. Такое партнерство, по его словам, обеспечивает проекту научный задел, помогает собрать команду, получить экспертную поддержку и оценить технологические вызовы.

В настоящее время процент внебюджетного софинансирования в стартап-студии и стартапы составляет 25,9%: со стороны Фонда общий объем инвестиций в стартап-студии за три года превысил 4,2 млрд рублей, еще свыше 1 млрд руб привлечено в стартап-студии от соинвесторов, в первую очередь – индустриальных партнеров.

В работе стартап-студии могут участвовать студенты, преподаватели, аспиранты, сотрудники вуза и даже выпускники. При этом студент или аспирант с сформировавшейся гипотезой или уже созданным стартапом может прийти, как в студию своего университета, так и в УСС другого, более близкую ему по профилю индустриального партнера или научной базы.

«Например, если у вас планируется автомобильный стартап, то лучше пойти в стартап-студию в Казани, поскольку ее партнером является компания «КАМАЗ», — отметил Евгений Кирьянов.

Первый проректор Московского физико-технического института Елена Анохова отметила, что в Физтех приходят мотивированные студенты, которые шли к своей мечте, начиная с детства. Чтобы ребята имели возможность реализовать свои проекты, в вузе создается комфортная среда.

«Это в первую очередь различные образовательные программы. У нас более пяти кафедр занимаются программами в области технологического предпринимательства. Кроме того, начиная с начала 21 века, на базе МФТИ создаются научные лаборатории, в которых у нас ежегодно работает около тысячи наших студентов. И именно те наработки, которые ребята реализуют в рамках лабораторий, в дальнейшем становятся основой для их различных стартап-проектов. Если говорить о программе «Стартап как диплом», то уже 15% наших выпускников магистратуры защищают диплом именно в этом формате», — сказала Елена Анохова. По итогам этого года 68 студентов МФТИ получили свой первый миллион, добавила она.

МФТИ также является оператором федпроекта «Технологии» по организации Тренингов предпринимательских компетенций. Это базовая ступень, после которой студенты идут в стартап-студии или принимают участие в акселерационных программах, пояснила Ксения Волкова, директор Проектного офиса по организации и проведению тренингов предпринимательских компетенций МФТИ.

В этом году такие тренинги, которые организуются по всей России — от Калининграда до Владивостока, — прошли 100 тыс. российских студентов, а к 2030 году стоит цель познакомить через тренинги с техпредом порядка 1 млн человек. На данный момент в этой деятельности участвует 260 университетов.

«Тренинг – это однодневное мероприятие, которое проходит в формате бизнес-симуляции или деловой игры, где студент впервые знакомится со стартап-миром, терминологией, понимает отличие технологического бизнеса от классического, пробует себя как человека, который впервые тестирует свою идею и часто собирает команду», – пояснила Ксения Волкова. По ее словам, тренинги позволяют «видеть возможности там, где другие видят проблемы».

Одна из площадок для тренингов – Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ). Проректор по развитию и инновациям КГЭУ Ирина Ахметова считает, что нужно больше рассказывать в университетах о стартапах. В частности, на своем опыте она столкнулась с тем, что заведующие кафедр университетов не готовы принимать бизнес-проект (стартап) студента вместо традиционного диплома. По ее мнению, «нужно немного раскрепостить наших преподавателей», изменить «психологию заведующих кафедрами». Сейчас они боятся, что признание стартапа как полноценного диплома — это нарушение, заметила Ирина Ахметова.

V Конгресс молодых ученых проходил на площадке Научно-технологического университета «Сириус» 26-28 ноября.

Платформа университетского технологического предпринимательства запущена Минобрнауки РФ в 2022 году с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Входит в федеральный проект «Технологии» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Сайт https://univertechpred.ru.

Начать дискуссию