Как открыть кальянную с нуля за 6 шагов
Кальянные сейчас довольно популярны, но всё ещё менее распространены, чем табачные магазины. Поэтому, если вы хотите открыть бизнес, связанный с культурой курения, присмотритесь к кальянной. Бюджет на открытие может быть разным: от 3 до 10 миллионов рублей, а то и больше. В статье рассказываем пошагово, как открыть приятную и прибыльную кальянную.
Шаг 1. Регистрация юрлица и сбор документов
Строгих правил для кальянной нет: можно выбрать и ИП, и ООО. Если собственник один, ИП будет открыть проще и дешевле. ООО позволит делить прибыль, а ещё этот тип лучше выбрать, если вы планируете продавать алкоголь.
Рассмотрим действия, необходимые для регистрации обоих типов юрлиц.
Для ИП: заполнить заявление о государственной регистрации ИП по форме № Р21001, оплатить госпошлину (800 рублей) и отправить документы в регистрирующий орган по месту жительства. Регистрация занимает около 3 дней.
Для ООО: выбрать название, юридический адрес, определиться с уставным капиталом и системой налогообложения. Собрать документы: устав, решение об учреждении, выписку из ЕГРН, заявление на регистрацию, документ об оплате госпошлины (4000 рублей) и удостоверение личности. Подать их можно лично или удалённо. Регистрация тоже займёт 3 дня.
Кроме свидетельства о регистрации юрлица, перед открытием нужно будет собрать ещё несколько документов:
- лицензия на продажу табака;
- сертификаты на продукцию;
- документ о постановке на учёт в налоговую;
- договор аренды;
- разрешения от СЭС и пожарной инспекции;
- оформление уголка потребителей;
- медкнижки для сотрудников.
Важно! Табак — это продукция, оборот который отражается в системе маркировки «Честный знак». Следовательно, нужно заранее там зарегистрироваться и выбрать ПО, которое поможет отчитываться о реализации табака.
Шаг 2. Название, концепция, брендинг
Кальянная — это место, куда ходят люди расслабиться. Поэтому здесь очень важна атмосфера: она должна быть дружелюбной, спокойной, приятной. И это должно быть отражено в каждой детали:
- название,
- дизайн,
- поведение сотрудников,
- мероприятия,
- медиаконтент и т. д.
С другой стороны, круто, если у вас будет концепция, которая поможет вам выделиться среди других кальянных, а не просто стать ещё одним заведением, где можно отдохнуть. Больше про разработку концепции читайте в нашем гайде.
Важно помнить, что кальянная — это бизнес, который живет на постоянных клиентах. Если у вас будет несколько человек, которые будут приходить к вам каждый день, это уже будет приносить вам прибыль. Кроме того, вы создадите сообщество друзей и сможете вместе с ними наслаждаться совместным досугом.
Шаг 3. Подбор помещения
Кальянных сейчас немало. Поэтому, кроме хорошей рекламы, вам нужно хорошее место. Попробуйте поискать помещение в проходимом месте, например, в центре города или в торговом комплексе. Ещё один вариант — открыться в новом ЖК, где ещё не очень развита инфраструктура, чтобы его жители проводили свободное время именно у вас. Продумайте, где расположить вывеску, чтобы потенциальные гости замечали кальянную и заходили просто с улицы.
Многие кальянные расположены на цокольном этаже, но всё-таки лучше выбрать первый этаж, потому что подвал — это огромные затраты на вытяжку и освещение.
Что касается площади, будет достаточно помещения от 80 до 200 квадратных метров. Можете разместить там не только основной зал, но и пару небольших вип-комнат.
Также обратите внимание на следующие факторы:
- вентиляция,
- водопровод,
- канализация,
- электропроводка,
- отсутствие школ и больниц рядом,
- высокие потолки.
Лайфхак: поищите помещение, в котором раньше было кафе или ресторан. Перед открытием вам останется всего лишь сделать минимальный ремонт и обновить мебель.
Шаг 4. Дизайн-проект и ремонт
Здесь совет один: обращайтесь к специалистам. Всё можно сделать самостоятельно, но лучше делегировать работу над помещением тем, кто в этом разбирается. Вы получите не просто картинку с примерным расположением объектов, а подробный план работ, который потом будет использован при строительстве:
- вид сверху со всеми измерениями;
- 3D‑визуализация,
- размещение мебели,
- розетки, выключатели и проводка,
- вентиляция и вытяжки,
- содержание служебных помещений.
Поищите подрядчиков, которые уже работали с кальянными или, например, заведениями общепита. Изучите портфолио и найдите компанию с работами, которые похожи по стилю на то, что вы хотите.
После этого можно приступать к ремонту. Если хотите сэкономить, что-то можно сделать своими руками, но мы всё же рекомендуем подыскать надёжных подрядчиков, которые не только покрасят стены, но и сделают качественную проводку, вентиляцию и всё остальное — что гораздо важнее для комфорта и безопасности.
Кстати, стены вашей кальянной могут стать холстом для творчества кого-то из сотрудников или друзей. Если там будет стильный необычный арт, гостям будет за что зацепиться глазами. И ещё красивые рисунки побуждают сфотографировать их и выложить в соцсети.
На этом же этапе нужно заняться закупками: мебели, табака, расходных материалов. Что ещё из важного вам может понадобиться:
- собственно кальяны (хорошие стоят от 3500 рублей);
- печка для углей;
- чашки, вилки, шило, щипцы, кадило;
- телевизор для вип-комнаты;
- холодильник и система дефростации (если планируете продавать еду — это удобный способ);
- посуда и мойки;
- игры для гостей.
Шаг 5. Найм и обучение команды
На первых порах нужны два сотрудника: кальянщик и бармен. Их можно привлекать и к другим задачам: например, ведению соцсетей или обзвону гостей. Но всё это должно быть согласовано и дополнительно оплачиваться.
Другие сотрудники, которые могут вам понадобиться (могут быть на аутсорсе):
- бухгалтер,
- уборщик,
- электрик,
- сантехник,
- маркетолог.
Кальянные — это, как правило, небольшие бизнесы, и людей там работает немного. Поэтому, вероятно, здесь не будет тимбилдингов и больших корпоративов, а, скорее, общение, близкое к дружескому. Но нужно всегда помнить о комфорте команды и заботиться о сотрудниках.
Больше о том, как работать с сотрудниками, чтобы им и вам было приятнее работать, в нашем руководстве.
Шаг 6. Продвижение
Реклама табачной продукции запрещена, поэтому таргетированная или контекстная реклама вашей кальянной — не вариант. Остаются другие методы, многие из которых, кстати, бесплатные:
- розыгрыши с репостами,
- короткие видео,
- партнёрский маркетинг с заведениями с вашей ЦА,
- работа с отзывами,
- инфлюенс-маркетинг,
- акции,
- рассылки и т. д.
Лучшим вариантом будет постепенно набрать вокруг кальянной группу лояльных гостей, которые будут регулярно приходить к вам и обеспечивать постоянную выручку. Кроме того, они смогут приводить с собой друзей, что повысит посещаемость.
Кальянная — это высокомаржинальный бизнес, при этом не самый сложный. Поэтому при желании можно довольно быстро открыться и окупиться за год, наслаждаясь общением с группой единомышленников. Желаем вам успехов в открытии.