Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

С 2014 г я занимаюсь помощью клиентам в подготовке ответов на запросы по 115-ФЗ, настройкой легальных схем ведения онлайн бизнеса и получения онлайн доходов, консультирую по вопросам международного налогового планирования, валютного законодательства, криптовалюты, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса.

Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач, помощи в подготовке ответа по 115-ФЗ обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp, либо оставляйте заявку на моем сайте. Буду рад помочь каждому!

В недавних статьях мы разбирали:

Сегодня мы разберем все нюансы работы по 115-ФЗ с одним конкретным банком - Альфа-Банком. Частично информация будет совпадать с информацией из статьи про Т-Банк (причины запросов по 115-ФЗ и т.п.), но тут исходим из того, что клиентам, которые получили 115-ФЗ в Альфа-Банке будет удобнее искать всю информацию в одной статье, а не выискивать информацию из разных статей.

Отмечу, что я не случайно пишу статьи про Альфу и Т-Банк, так как сейчас это фактически 2 наиболее лояльных и адекватных банка по 115-ФЗ. По этой причине я не буду, например, писать статьи про Юникредитбанк, Газпромбанк, Промсвязьбанк и т.д. - потому в них как и в большинстве других банков крайне плохая статистика по 115-ФЗ и фактически там "снять" 115-ФЗ можно только в самых простых и очевидных случаях.

Сразу поясню, что мы будем говорить именно про 115-ФЗ. Это важно, так как сейчас еще действует 161-ФЗ.

Отличия между 115-ФЗ и 161-ФЗ следующие:

  • 115-ФЗ – это когда система одного конкретного банка распознала Ваши операции как подозрительные по ряду параметров. Вы получаете запрос из банка по 115-ФЗ в этом конкретном банке, в котором проводили операции, готовите ответ, далее уже живой человек все смотрит и принимает решение.
  • 161-ФЗ – это когда кто-то подал жалобу в МВД или в конкретный банк о том, что у него своровали / выманили деньги с карты. Речь идет о ситуациях, когда Вы заходите в ордер с мошенником, который параллельно сидит на телефоне и рассказывает какой-нибудь бабушке о том, что ей срочно нужно "перевести деньги на безопасный счет". Далее она соглашается, мошенник дает ей реквизиты Вашей карты, Вы получаете деньги, крипта уходит мошеннику, а бабушка завтра (осознав что произошло) пишет заявление о мошенничестве и Вас добавляют в черный список ЦБ = блочат все карты во всех банках (на практике правда далеко не всегда во всех).

Итак, ключевые отличия – это причина запроса и последствия (при 115-ФЗ проблемы с 1 конкретным банком, при 161-ФЗ во всех банках сразу).

В рамках данной статьи мы разберем только 115-ФЗ, так как обычные люди практически не сталкиваются со 161-ФЗ.

1. Почему Альфа-Банк блокирует счет и карту, запрашивает документы и информацию (пояснения) по 115-ФЗ?

Формально 115-ФЗ называется «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», но на практике на основании него банк может запросить документы и пояснения практически по любым операциям.

Запросы из банка обычно не приходят когда у Вас маленький оборот, а начинают приходить только в ситуации, когда Ваш оборот дошел до определенного лимита, но многое еще зависит от того как Вы в целом пользуетесь картой:

  • если Вы вчера ее открыли и сразу начались переводы - запрос придет при меньших суммах.
  • Если Вы уже 5 лет клиент Альфа-Банка, много платите картой в магазинах - запрос придет при достижении куда большего лимита.

Бывают и исключения - например если Вам отправил деньги кто-то, кто сам получил 115-ФЗ, то и Вам запрос может прийти "по цепочке" от него даже если у Вас оборот небольшой.

Формально есть критерии, официально опубликованные ЦБ РФ в Методических рекомендациях Банка России от 6 сентября 2021 г. № 16-МР «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц»:

  • необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;
  • необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;
  • значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
  • короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
  • в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
  • в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
  • операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
  • совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

Однако в реальности мы видим, что эти критерии имеют мало общего с действительностью - многие клиенты по перечисленным признакам должны были получить запрос, но они его не получают, а другие, наоборот, получают запрос хотя по признакам этого не должно было произойти.

Более того, мы видим существенные отличия от одного банка к другому в критериях и лимитах, от которых поступает 115-ФЗ. Есть банки, в которых запрос поступает даже при небольших переводах, а есть банки, в которых запрос при аналогичных операциях поступает после того, как пройдут в разы большие суммы.

2. Как работает 115-ФЗ, какие этапы он в себя включает?

  1. Система банка автоматически мониторит все операции по вашим счетам. В случае если Ваши операции системе покажутся подозрительными, то Вам придет 115-ФЗ. При распознавании операций как подозрительных система ориентируется не только на заранее заложенные параметры, но и на Ваши предыдущие операции. Если для Вас исторически привычным было делать много переводов на карту и Вы так делаете уже 2 года - у Вас меньше шансов получить 115-ФЗ по сравнению с тем, кто только вчера начал проводить много операций.
  2. Вы получаете запрос из банка. Иногда он может быть совсем типовым, иногда более конкретным.
  3. Вы готовите пояснения и документы в ответ на запрос банка.
  4. Далее Ваши пояснения и документы смотрит живой сотрудник службы комплаенс и принимает решение.

Положительное решение - это банк снимает ограничения. Отрицательное решение - ограничения остаются в силе и банк обычно рекомендует вам закрыть счет.

Часто ситуация не ограничивается одним запросом и после первого Вашего ответа банк может запросить дополнительные пояснения и/или документы.

На практике во многих банках подход крайне неадекватный - чтобы получить запрос приходится по 4 раза ходить в отделение банка под рассказы "запроса нет, просто закрой счет", а по итогу выясняется, что запрос естественно есть. Или приходится ждать по 3-4 недели после дачи ответа банку по 115-ФЗ.

В Альфа-Банке тоже бывают задержки - бывает, что после предоставления пояснений и документов приходится ждать 1-2 недели (и даже больше), но все таки чаще мы получаем ответ через 2-4 дня.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

3. Что запрашивает Альфа-Банк по 115-ФЗ? Какие документы имеет право запрашивать Альфа-Банк у физлица при проверке по 115-ФЗ?

Закон не содержит какого-то конкретного перечня того, что банк может запрашивать. Практически в 100% запросах во всех банках нас просят предоставить:

  • источник происхождения денежных средств.
  • экономический смысл совершаемых операций (кто, кому и зачем переводил деньги и т.п.).
  • документы, обосновывающие операции (договоры, акты и т.д.)

Стандартный запрос из Альфа-Банка выглядит вот так:

Счёт заблокирован по 115-ФЗ от 07.08.2001 — это закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Именно он обязывает банки выявлять и пресекать операции, в отношении которых возникают такие подозрения.


Список не доступных операций:

📌 Операции по пластиковым картам ограничены.

📌 Запрещено оформление части продуктов.

📌 Снятия\Внесение с карты\на карту через банкоматы, переводы с карты на карту, переводы и оплата услуг в интернет-банке и мобильном приложении ограничены.

📌 Для снятия любой суммы наличными через кассу нужно предоставить документы о происхождении денег.

📌 Банк устанавливает индивидуальные ограничения, для каждого клиента, к сожалению, гарантировать, что та или иная операция пройдёт, мы не можем.


Для снятия ограничений потребуется предоставить документы по всем, как входящим, так и исходящим, многочисленным Р2Р, СБП переводам за период c хх.хх.хххх по хх.хх.хххх


Документы, обосновывающие ваши операции с контрагентами за последние 3 месяца — договор, расписка, иные документы, обосновывающие расчёты клиента с получателем/отправителем перевода.


Письменное пояснение экономического смысла, проводимых операций — нужно указать причины и цели своих переводов, зачем переводы совершались и кому (например, переводы совершались очень часто и разным людям, вам нужно указать причину и цель своих переводов) Можно написать на листе бумаги по форме, так же можете напечатать на компьютере, после распечатать и подписать, проставив дату написания: * В оглавлении должна быть надпись "Пояснение". * С новой строчки "Я, ФИО, проводил(а) операции ... с целью ..." * Внизу дата и подпись.


Документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств за последние 3 месяца. В качестве документов подтверждающих источник происхождения денежных средств могут предоставляться: справка 2-НДФЛ, налоговая декларация по форме 3-НДФЛ, решение о выплате дивидендов (+платежные поручения подтверждающие факт оплаты налогов), ДКП недвижимости, и т.д.


Документы, подтверждающие целевое использование денежных средств за последние 3 месяца. Целевое использование денег должно происходить по назначению — на закупку необходимых для реализации нужд товаров�


Документы можете предоставить в чат в виде фото/сканов/скринов. Формат jpg, png, pdf, docx.


Документы можете предоставить в отделение банка 🏦 (при обращении в отделение не забудьте паспорт + карту нашего банка или телефон, для дополнительной идентификации).


Запрос обрабатываем в течение 3 рабочих дней, не считая дня предоставления документов.


Ограничения будут сняты со счёта только при предоставлении документов, и положительном ответе от банка по запросу.

Иногда запросы приходят более краткие:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Или:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Но последнее время запросы чаще всего приходят в виде самого первого подробного текста.

Помимо этого, периодически разные банки у нас запрашивают в рамках 115-ФЗ:

  • выписки с тех банковских счетов, с которых было осуществлено зачисление на счет, либо наоборот со счета, на который ушли деньги (в том числе иногда Альфа-Банк это просит).
  • документы и пояснения относительно родства с физлицами, с которыми были операции. Такой запрос может поступить как в случае наличия активных переводов с родственниками, так и в случае, когда Вы в качестве источника происхождения денежных средств предоставляете документы о доходах родственников.

Пример такого уточняющего запроса из Альфа-Банка:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?
  • источник происхождения денежных средств займодавца (если деньги были переведены по договору займа).
  • цели займа (в случае предоставления договора займа), обоснование связи с займодавцем (почему человек доверил вам крупную сумму денег), официальные доходы, с которых вы планируете возвращать заем.

В целом у каждого банка своя политика, поэтому сказать, что есть универсальный порядок действий «на все случаи жизни» при получении запроса по 115-ФЗ нельзя.

Также к сожалению периодически во всех, даже адекватных банках, приходится по 2 раза одни и те же пояснения писать и предоставлять, потому что "кто-то что-то проглядел".

Вот пример, когда мы с клиентом сразу все предоставили, включая источник происхождения денежных средств, но Альфа-Банк просмотрел этот момент и повторно запросил то же самое:

То же самое происходит регулярно во всех банках
То же самое происходит регулярно во всех банках

В Альфа-Банке бывают и другие ситуации - когда Вам приходит не полноценный 115-ФЗ, а приходит запрос по конкретной операции:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Таких кейсов тоже немало и по ним ситуации бывают разные, часто такие запросы связаны с подозрением на мошенничество.

В интернете по таким ситуациям, в частности в одном из комментариев к моей статье Альфа-Банк пишет, мол "все ок, просто подтвердите операцию и мы снимем все претензии". На практике все сложнее. Но у нас статья касается классического 115-ФЗ, поэтому акцентировать внимание на этих кейсах мы здесь не будем.

4. Что делать при получении запроса по 115-ФЗ от Альфа-Банка и требовании о предоставлении документов и пояснений? Как физлицу ответить на сообщение Альфа-Банка, снять ограничения и разблокировать карту по 115-ФЗ?

При получении запроса порядок Ваших действий должен быть следующим:

Шаг 1. Сформировать позицию для Альфа-Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.

Речь здесь идет не о том "что бы такое придумать, чтобы ответить Альфа-Банку, чтобы он снял 115-ФЗ".

Здесь частая ошибка - начитаться в интернете советов формата "мой друг Вася получил 10 млн руб. от 50 лиц, сказал банку, что это все займы и ограничения сняли".

Так как запрос банка на этом этапе часто довольно абстрактный, нужно определиться что мы будем писать в пояснениях и какие документы будем предоставлять.

Важный совет - не нужно читать в интернете обиженные комментарии тех, кого Альфа-Банк заблокировал по 115-ФЗ. Люди часто уверены, что если обналить деньги через банк, то поскольку обнал выглядит просто как перевод от юр. лица / физ. лица, то банк просто обязан принимать глупые ответы про "займы" и снимать ограничения. Люди часто совсем неадекватно оценивают насколько действительно их операции выглядят странно.

Шаг №2. Составить письменные пояснения с обоснованием экономического смысла совершаемых операций для Альфа-Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.

Здесь ключевая ошибка - писать краткие пояснения в 1 абзац.

Мы в основном с клиентами пишем пояснения от 2 до 4 страниц, а иногда существенно больше. Это связано с тем, что крайне важно в деталях все объяснить банку. Сотруднику комплаенс всегда проще принять отрицательное решение, если ему что-то непонятно, чем брать на себя риск пропустить "обнальные" операции.

  • Если деньги перевели родственники - нужно расписать для чего.
  • друг Саша реально занял Вам 10 млн руб.? Объясните зачем Вам понадобилось столько денег и будьте готовы к вопросу "из каких официальных доходов Вы будете их возвращать".
  • 30 физиков перевели Вам деньги? Не нужно писать "это дарение денег" - это во-первых ничего не поясняет (слишком абстрактно даже если это правда). А во-вторых это глупая позиция, если у Вас в интернете не размещено объявление о сборе денег на общественно полезные цели (а если и размещено, то нужно подробно про это расписать).
  • Вам заплатили за услуги? Нужно подробно описать почему Вы имели право получить такой перевод без регистрации ИП/самозанятости.
  • у Вашей мамы ИП, она Вам перевела 1 млн руб., который Вы раскидали 10 физикам? Нужно описать с чем связаны переводы и обосновать, что они не имеют отношения к выплате мамой с вашей помощью серой зарплаты.
Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Шаг №3. Подготовить документы, обосновывающие проводимые операции для Альфа-Банка в рамках запроса по 115-ФЗ.

Здесь частая ошибка та же самая - банк формально запросил документы и вы в ответ просто скинули какой-либо договор.

Во-первых нужно четко определиться какие документы есть смысл предоставлять, а какие нет. Часто есть смысл предоставить документы, даже если банк их напрямую не запрашивал.

Родственник перевел Вам деньги? Идеально будет, если Вы сразу предоставите документы, объясняющие откуда у родственника деньги, хотя Вас об этом пока никто не просил.

Вывели деньги из онлайн сервиса? Лучше сразу предоставить скриншоты выводов из него и скриншоты, подтверждающие, что аккаунт Ваш.

Каждая ситуация индивидуальна, но всегда нужно придерживаться принципа, что у человека, который будет смотреть Ваши документы и пояснения мало времени, поэтому лучше проактивно предоставить сразу дополнительные документы, если они позволяют подтвердить банку законность Ваших операций и обязательно подробно описать все нюансы и суть документов в пояснениях.

Шаг №4. Собрать документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств для Альфа-Банка при проверке по 115-ФЗ.

Что подойдет для Альфа-Банка в качестве источника происхождения денег:

  • Справки 2 НДФЛ, декларации 3 НДФЛ.
  • документы о доходах ИП - декларации, выписки со счетов, платежки об оплате налогов, справки из онлайн кассы.
  • ДКП квартир или автомобилей, если Вы их продавали. В этом случае оптимально сразу предоставить либо платежку о зачислении денег от продажи, либо расписку о получении денег (если отметки о получении денег нет сразу в договоре купли-продажи).
  • если у Вас нет своих официальных доходов, но Вам, например, помогают родственники - Вам нужно предоставить их документы о доходах и приложить документы, подтверждающие степень родства.

Отдельно скажу по поводу "лучшего совета из интернета" - "скажи, что источник дохода - это займ".

Во-первых нужно понимать, что банки каждый день направляют большое количество запросов и получают большое количество ответов от тех, кто получил 115-ФЗ. И каждый день они слышат одни и те же типовые басни про "займы" и т.п. Они слышат их так часто, что даже в ситуации, когда у Вас реально был заем, не так просто обосновать это банку.

Во-вторых банк всегда смотрит не просто Ваши документы, но и сравнивает документы, пояснения и характер проведенных операций. Логика должна совпадать. Если Вам 20 физиков перевели деньги, а Вы рассказываете про "займы", то ничем хорошим это не закончится.

По ссылке образец Договора займа.

По ссылке образец Договора дарения.

Еще частая ошибка - клиент уверен, что у него нет официального источника происхождения денег, а он есть. Связано это с тем, что клиенты часто слишком узко трактуют понятие "источник дохода".

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Шаг 5. Направить документы в Альфа-Банк.

Частый вопрос - в какой срок нужно дать ответ Альфа-Банку по 115-ФЗ?

Обычно для Альфа-Банка это не принципиально и жесткого дедлайна нет:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

В чем тут причина:

  • Т-Банк, например, чаще всего на период запроса никакие ограничения не устанавливает. Поэтому он вынужден ставить Вам дедлайн, по истечении которого при отсутствии ответа Вам установят ограничения.
  • а Альфа-Банк, как и большинство банков, сразу ставит ограничения, тем самым банк уже защитил себя от того, что клиент может еще какие-то плохие операции провести через счет. Поэтому тут особой спешки нет - Вы можете жить какое-то время с ограничениями, а предоставить документы можно позже в любой момент.

У меня довольно много случаев, когда по Альфа-Банку обращаются клиенты, которые получили 115-ФЗ год назад или несколько месяцев назад. Причина - клиенту не особо нужен был Альфа-Банк и он не стал тратить время на ответ банку. Далее снова захотел пользоваться банком и спустя длительное время решил дать пояснения. К слову, Альфа-Банк нормально реагирует на такие "долгие ответы".

Далее после предоставления документов в банк, Вы получите следующее сообщение:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Правда иногда банк пишет про "3 дня", а иногда:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

На практике тоже по разному. Бывают кейсы, когда банк сказал про 14 дней, а в реальности не дал ответа и через 14 дней. А бывает банк сказал про 3 дня, а дал ответ уже на следующий день.

Шаг. 6. Дождаться ответа от Альфа-Банка по 115-ФЗ.

Реакции может быть три:

  • банк пришлет уточняющий запрос, если ему что-то непонятно / не хватает документов / информации.
  • Альфа-Банк принимает сразу положительное решение.
  • Альфа-Банк просит дополнительно написать "письменное обязательство" формата "больше так не буду".

Видов этих обязательств и конкретных формулировок, которые хочет видеть банк, достаточно много.

Пример такого запроса:

Нужно дополнительно предоставить:


1. Выписку со счёта в банке, в котором открыт расчётный счёт ИП, с которого перечисляют деньги.

2. Письменное обязательство не совершать операции по вашему счёту физлица, связанные с частной практикой и предпринимательской деятельностью.


Операции, связанные с закупкой товара в целях ведения предпринимательской деятельности (операции, целью которых является получение дохода) согласно ДКБО по счёту физлица проводить запрещено. ✅


Обязательство нужно написать по форме:


1. В оглавлении должна быть надпись "Обязательство"

2. С новой строчки "Я, ФИО обязуюсь не проводить операции (тип операции\ вид деятельности)"

3. Внизу дата и подпись

Другой пример:

Ответ по запросу поступил. Необходимы дополнительные документы.

1. Документы, подтверждающие доход КЛИЕНТА.

2. Скриншоты из ЛК с отображением личной информации по клиенту;

3. Обязательство в будущем не совершать подобных высокорисковых операций по счетам в АБ (многочисленные переводы с карты АБ, на карту АБ (ставки в онлайн казино));

4. Обязательство в будущем не совершать операций, по которым клиент не сможет предоставить документального подтверждения;

5. Пояснения (в письменном виде) по поводу операций, которые клиент планирует совершать в будущем по счетам в АБ.

Или:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

Если письменное обязательство было составлено верно, то далее, при положительном решении, Вы получите от Альфа-Банка вот такое сообщение:

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

5. В какой момент Альфа-Банк установит ограничения по карте физлица / заблокирует счет? Сразу при запросе документов или после проверки при отрицательном решении?

Альфа-Банк устанавливает ограничения сразу при запросе документов.

Чаще всего Альфа-Банк в рамках 115-ФЗ устанавливает следующие ограничения:

Список не доступных операций:

📌 Операции по пластиковым картам ограничены.

📌 Запрещено оформление части продуктов.

📌 Снятия\Внесение с карты\на карту через банкоматы, переводы с карты на карту, переводы и оплата услуг в интернет-банке и мобильном приложении ограничены.

📌 Для снятия любой суммы наличными через кассу нужно предоставить документы о происхождении денег.

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

6. Что будет при отрицательном решении Альфа Банка /блокировке карты по 115-ФЗ? Попаду ли я в черный список ЦБ? Начнутся ли у меня проблемы с другими банками?

Если решение будет отрицательным, то ограничения останутся в силе и Вам рекомендуют закрыть счет.

При этом:

  • деньги Ваши забирать никто не будет, Вы сможете их перевести в другой банк при закрытии счета. Правда деньги Вам выведут с пометкой "в связи с закрытием по 115-ФЗ", поэтому может быть ситуация, когда начнутся проблемы и с другим банком, на который поступят деньги. Все зависит от суммы и от выбранного банка, у нас есть определенная статистика по банкам - какие из них и при каких суммах нормально реагируют на получение подобных денег из-за закрытия счета, а какие нет.
  • в черные списки физлиц, которым были заблокированы счета по 115-ФЗ, не вносят, поэтому проблем с другими банками ожидать не стоит. По ИП/ООО такие ситуации да, могут быть, но не с физиками (с физиками такое было до 2018 г.).

Отмечу, что здесь речь только про 115-ФЗ. Если придет 161-ФЗ, то да, заблокировать могут все счета во всех банках, но это совсем другое.

  • в интернете можно прочитать отзывы людей о том, как у них банк удерживал штраф / комиссию за вывод денег при закрытии счета по 115-ФЗ до 20%. Раньше такое действительно было часто, но сейчас нет. Верховный суд запретил банкам так делать, см., например, Определение Верховного суда РФ № 309-ЭС20-22963 от 15 февраля 2021 г. по делу №А60-59887/2019.

Реальное последствие - это испорченные отношения с конкретным банком. Более того, иногда спустя время удается восстановить отношения с банком, но тут правда нет четкого прогноза, все-разному. Иногда удается восстановить отношения через год, а иногда не удается и через 3 года.

Еще одно возможное последствие - передача информации в ФНС со стороны банка. По Альфа-Банку у нас пока был только один такой случай, но по некоторым другим банкам таких случаев набралось уже достаточно много и что важно - количество таких кейсов из года в год ощутимо растет.

В частности, периодически с клиентами, которых ранее блокировали по 115-ФЗ, получаем вот такие письма из ФНС (все 3 примера - это разные кейсы и разные клиенты):

Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?
Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?
Как ответить на запрос по 115-ФЗ от Альфа-Банка и избежать блокировки счета если Альфа-Банк просит документы и информацию по операциям по карте? Как снять 115-ФЗ в Альфа-Банке?

В моем понимании вопрос с налогами нужно решать независимо от того, передаст банк информацию в ФНС или нет, но сам по себе факт получения 115-ФЗ однозначно повышает шанс на такую передачу.

7. Какие шансы снять 115 ФЗ с карты в Альфа-Банке и убрать ограничения? Какая статистика разблокировок сейчас в Альфа-Банке?

Безусловно, средняя статистика дает лишь ориентир и совсем не гарантирует, что в Вашем конкретном случае тоже будет положительное или отрицательное решение.

Вместе с тем, именно в Альфа-Банке сейчас одна из лучших статистик снятия 115-ФЗ. Банк готов адекватно и внимательно разбирать Ваши доводы, задавать уточняющие вопросы и принимать в большинстве случаев адекватное решение.

Но правда часто даже при положительном решении банк просит обязательство о том, что "больше не буду проводить такие операции".

У нас сейчас с клиентами статистика положительных решений в Альфа-Банке порядка 85-90%.

Но правда это лишь наша статистика, которая в том числе высокая из-за того, что мы всегда проводим предварительный анализ ситуации клиента и изначально берем в работу ситуации, где шансы неплохие. Если шансы нулевые или крайне низкие (такие случаи тоже есть), то мы просто не берем таким кейсы в работу. Если бы брали, то конечно шансы были бы ниже.

Для понимания - во многих банках РФ проблематично добиться положительного решения по любым кейсам сложнее, чем "перевел миллион рублей маме от продажи машины".

К слову - если Вы получили запрос по 115-ФЗ в Альфа-Банке, дали обязательство, а потом через полгода, например, опять получили 115-ФЗ - банк обязательно вспомнит об уже данном обязательстве (проверено клиентами).

8. Как физлицу избежать запроса по 115-ФЗ в Альфа-Банке? Можно ли "прогреть" карту Альфа-Банка и избежать запроса? От каких сумм Альфа-Банк блокирует счет и карту по 115-ФЗ?

Безусловно, на практике запросы, как правило, не приходят при небольших суммах операций (исключение - крипта, при операциях с криптой запрос в Альфе можно получить совершив всего одну p2p операцию на 50 тыс. руб.).

В остальных случаях если придерживаться ряда правил, то да, в целом можно избегать запросов по 115-ФЗ.

На самом деле здесь работает довольно простая логика.

Пример: Вы активный гражданин с большими официальными доходами, всю жизнь обслуживались в Сбербанке. Потом что-то случилось и Вы перешли на Альфа-Банк и начали сходу проводить кучу операций по внесению наличных и переводам физлицам - банк видит, что счет новый, а операций уже много - легко можно получить запрос по 115-ФЗ. А если бы Вы потихоньку наращивали свои обороты, то банк бы воспринимал ситуацию спокойнее.

Также я бы выделил следующие наиболее классические ситуации, при которых человек получает запрос из Альфа-Банка по 115-ФЗ:

  • получение оплаты от клиентов за услуги / товары на карту Альфа-Банка, либо наоборот, исходящие платежи физлица, связанные с предпринимательской деятельностью. К слову проблемы возникают не только в случае, если Вы не платите налоги, но и в ситуации, если Вы их платите.
  • поступление на личный счет денег со счета своего же ИП, но в другом банке, чаще всего из банков Точка и Модульбанк.
  • активные переводы 3-м лицам с карты у клиентов, у которых есть ИП. Классическая схема - у клиента ИП и счет в Альфа-Банке, он выводит деньги с р/с ИП на личную карту и дальше платит людям "серую зарплату" или переводит деньги неофициальным поставщикам за товар. Сюда же можно отнести кейсы, когда клиент выводит с р/с ИП на личный счет и далее снимает большую часть денег наличными.
  • активные операции с криптовалютой, различные нелегальные в РФ букмекерские конторы, онлайн казино и т.п.
  • внесение крупных сумм наличными на счет. Но правда в Альфа-Банке внесение наличных на счет приводит к 115-ФЗ только при весьма больших суммах внесения.

А какой у Вас опыт прохождения запроса по 115-ФЗ в Альфа-Банке? Пишите в комментариях, давайте делиться опытом.

Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение по помощи в подготовке ответов банкам по 115-ФЗ, а именно написав напрямую, Вы можете получить индивидуальный разбор своей ситуации и помощь в подготовке ответа банку.

Я готов помочь КАЖДОМУ:

1. Сформировать позицию и подготовить грамотные пояснения банку в ответ на 115-ФЗ.

2. Настроить законную схему совершения операций, чтобы не получать 115-ФЗ и работать законно.

3. В случае, если Ваши операции были связаны с получением дохода на карту без оплаты налогов, то я могу предложить помощь в переводе Вашего дохода в легальное русло с поиском вариантов налоговой оптимизации и с минимизацией рисков за прошлые периоды, когда налоги не оплачивались (полностью сопровождение всего процесса, от выбора системы налогообложения и банка, до получения первых платежей и уплаты первых налогов).

4. Также я могу помочь с оценкой рисков выявления факта неоплаты налогов в отношении уже полученных Вами ранее доходов (в Вашем конкретном случае), возможных последствий и ответственности. Я расскажу в целом о механизмах, которые использует налоговая для выявления тех, кто не платит налоги, после чего мы совместно выработаем план по устранению всех нарушений и минимизации рисков.

5. По любым иным вопросам в рамках моей специализации.

Для получения консультаций и полной настройки легальной модели Вашей работы и совершаемых операций, Вам нужно: написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:

Телеграм @Dmitriy_vasilev7,

WhatsApp 8-960-767-64-03,

juristvasiliev@yandex.ru.

и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.

Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!

С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).

Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.

1
Начать дискуссию