Почему IT-специалисту недостаточно одних лишь технических навыков и зачем ему Soft Skills?

Думаете, что технические специалисты - это только про Hard Skills? Многие так считают, но исследования показывают, что развитие Soft Skills у этих ребят заметно улучшает общую продуктивность и общую работоспособность. Ключевые навыки, о которых мы говорим, включают умение общаться (даже в условиях удалёнки), умело управлять своим временем, понимать эмоции других, быстро приспосабливаться к новому и, конечно же, работать в команде.

Почему IT-специалисту недостаточно одних лишь технических навыков и зачем ему Soft Skills?

По данным CCS Learning Academy, команды с развитыми Soft Skills работают на 40% эффективнее, чем те, у кого эти навыки хромают. Это значит, что такие команды делают меньше ошибок, быстрее принимают правильные решения и легко справляются с проблемами внутри коллектива.

Почему это обоснованно именно среди IT-специалистов?

Программисты, тестировщики или аналитики почти никогда не сидят лицом к лицу с пользователями, но их Soft Skills критически важны для успешных проектов. В наших сложных, распределенных командах, где кто-то работает в офисе, кто-то дома, и где все постоянно меняется, навыки общения, самоорганизации, умение разруливать конфликты и работать сообща становятся незыблемым фундаментом.

Опрос 2025 года показал, что 92% IT-работодателей считают Soft Skills такими же важными, как технические знания для специалистов. Звучит логично, ведь такой программист может понятно объяснить свою сложную идею коллеге или начальству, решения принимаются быстрее, а результаты становятся лучше. Развитый эмоциональный интеллект помогает не только избегать ссор, но и создавать приятную атмосферу для совместной работы.

Google долгое время отстаивал важность гибких навыков в рамках исследовательского проекта «Аристотель». Согласно ему залогом успеха высокоэффективных команд являлась психологическая безопасность. Проявляется она в отсутствии страха смущения или унижения при высказывании своих мыслей, идей, вопросов, проблем. А это непосредственно связанно с наличием высокого уровня эмоционального интеллекта и эмпатии у всех членов команды.

В IT-компаниях, где системно развивают Soft Skills время на решение внутренних конфликтов сокращается, а скорость внедрения новых идей повышается на 30-50%.Если раньше спор мог затянуться на недели, теперь он решается за считанные дни. Новые фишки, которые раньше внедряли месяцами, теперь появляются гораздо быстрее.

Как формировать эффективную команду с учётом Soft Skills?

Комплексный подход по повышению общего уровня Soft Skills команды будет заключаться не только во внутреннем обучении, но и в подборе новых сотрудников с учётом наличия у них прокаченных гибких навыков. Чтобы их оценить стоит обратить внимание на несколько ключевых моментов:

1. Поведенческие и ситуационные вопросы

Тут необходимо задавать вопросы, которые требуют рассказать о реальных или гипотетических рабочих ситуациях, например: «Опишите случай, когда вам пришлось разрешить конфликт в команде» или «Как вы действовали под давлением дедлайна?». Наиболее удобным для оценки будет формат ответа по методике STAR. Это аббревиатура, которая расшифровывается, как ситуация, задача, действие, результат. Эта последовательность позволяет сформулировать интервьюируемому более структурированный ответ, а интервьюеру легче оценить навыки коммуникации, решения проблем и лидерства.

Почему IT-специалисту недостаточно одних лишь технических навыков и зачем ему Soft Skills?

2. Наблюдение за невербальным поведением

Обратите внимание на энтузиазм, уважение к собеседнику, открытость языка тела, тон голоса и эмоциональную реакцию кандидата в интервью. В этом деле стоит присмотреться к мелочам, таким, как умеренное поддержание зрительного контакта, которое означает достаточную заинтересованность и при этом отсутствие попытки морального давления, а также искренняя улыбка, в тех случаях, где это уместно. Под искренностью улыбки следует понимать движение губ, дополненное морщинками вокруг глаз и т.д.

3. Отзывы с предыдущего места работы

Если есть такая возможность, то почему бы ей не воспользоваться. Связь с предыдущими работодателями или коллегами позволяет получить внешний взгляд на реальные поведенческие аспекты кандидата и подтвердить заявленные навыки. Однако, не стоит полностью строить своё представление о человеке на мнении незнакомого вам человека. Ведь если оно крайне негативное, то вероятно, что у бывшего руководителя есть личные счёты с кандидатом.

4. Использование специализированных оценочных инструментов

Психометрические тесты позволяют измерить такие качества, как эмоциональная устойчивость, когнитивная гибкость, адаптивность и социальные навыки. Эти инструменты дают более объективные данные по soft skills и помогают сравнивать кандидатов.

Одним из таких инструментов является наш авторский МетаТест, который служит отличной лакмусовой бумагой для определения гибких навыков у кандидатов, либо уже имеющихся сотрудников. Его прохождение занимает 20-30 минут, а точность составляет 83%. Узнать все подробности вы можете на нашем сайте, в разделе Услуги > Тесты softskills.

Вот полный перечень услуг, которые предоставляет наше кадровое агентство BGStaff:

  • Подбор IT-специалистов любого уровня
  • Рекрутер в аренду
  • Тесты SoftSkills
  • IT-аутстаффинг
  • Разработка кастомных решений, включая нейронные сети и ИИ

Наш сайт: https://bgstaff.ru/

2
Начать дискуссию