Почему взрослым тяжело учиться или как повысить свою эффективность?

Обучение – процесс, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Особенно это актуально сейчас, когда в конкурентном мире успеха добивается тот человек, который постоянно что-то изучает и осваивает новые навыки. Однако многие взрослые испытывают трудности при освоении новых технологий, профессиональных компетенций, да и в целом им труднее даются изучение и анализ информации.

Почему так происходит? Ответ во многом кроется в особенностях работы нашего мозга.

Одна из ключевых причин, почему дети учатся быстрее взрослых, – это нейропластичность, то есть способность мозга формировать новые нейронные связи. В детстве и школьном возрасте мозг чрезвычайно пластичен: нейроны легко создают новые связи, а информация усваивается практически автоматически. Но уже после 25-30 лет пластичность снижается, а про мозг можно сказать, что он переходит в режим оптимизации: вместо создания новых связей он полагается на уже имеющиеся.

Почему взрослым тяжело учиться или как повысить свою эффективность?

К тому же у взрослого человека есть так называемые нейронные шаблоны – автоматические способы мышления, которые были наработаны благодаря предыдущему обучению. При выполнении бытовых задач это здорово выручает, но, к сожалению, мешает обучению, так как:

  • мозг сопротивляется изменениям;
  • новые знания «отфильтровываются» как ненужные;
  • человеку сложно отказаться от старых привычек.

А ещё не будем забывать, что взрослый человек часто живёт в состоянии постоянного стресса, что также приводит к замедлению скорости обработки информации, ухудшению памяти и концентрации внимания. Негативно на обучаемость и да в целом на жизнь человека влияет эффект «перегруженного» мозга. Мозг взрослого человека уже наполнен огромным количеством информации: профессиональные знания, бытовые навыки, социальные нормы и, когда мы пытаемся учиться чему-то новому, то мозгу приходится:

  • фильтровать новую информацию, чтобы не перегружаться;
  • интегрировать её в уже существующие знания;
  • бороться с интерференцией (когда старые знания мешают усвоению новых).

Конечно, не стоит забывать и про нехватку времени, низкое ресурсное состояние и даже простое отсутствие личной мотивации, которая на самом деле часто объясняется прокрастинацией.

Как повысить свою эффективность?

Для того чтобы повысить личную продуктивность, стать более эффективным и легче запоминать новую информацию, в первую очередь нужно активизировать функции мозга. То есть требуется запустить процесс формирования новых нейронных связей и постоянно работать над их укреплением.

Почему взрослым тяжело учиться или как повысить свою эффективность?

Один из самых простых и действенных способов – регулярная физическая нагрузка. Однако с точки зрения работы мозга предпочтение стоит отдавать циклическим видам спорта: бег, велосипед, лыжи (классический ход), гребля. Они построены на многократном повторении одних и тех же действий, что положительно сказывается на повышении согласованности в работе полушарий мозга и закреплении доминации левого полушария.

Эффективным и простым способом формирования новых нейронных связей является графокоррекция, которой можно заниматься и дома. Эта методика разработана учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе и активно применяется для коррекции трудностей в обучении у детей и взрослых, так как она буквально меняет работу мозговых ритмов и тем самым повышает продуктивность человека.

Почему взрослым тяжело учиться или как повысить свою эффективность?

Заметных результатов удаётся добиться и благодаря цветоимпульсной терапии на аппарате Меллон. Регулярное использование аппарата Меллон позволяет:

  • повысить нейропластичность мозга;
  • улучшить концентрацию внимания и снизить уровень стресса;
  • убрать тревожность;
  • активизировать когнитивные функции, так как цветоимпульсная терапия усиливает кровообращение в префронтальной коре мозга, отвечающей за логику, анализ и принятие решений;
  • улучшить эмоциональный фон и даже получить дополнительную дозу дофамина.

Трудности в обучении у взрослых – это не лень и не отсутствие способностей, а естественные возрастные изменения в работе мозга. Однако при знании механизмов работы своего мозга и применении различных техник и упражнений, направленных на формирование новых нейронных связей и повышение нейропластичности, эффективно можно учиться в любом возрасте и за счёт этого быть более успешным по жизни.

Начать дискуссию