“Камни, отточенные водой” - московский образовательный комплекс, интегрированный в природный ландшафт

Участок площадью 3,2 гектара, окруженный лесным массивом и живописным парком с прудом - идеальное место для размещения образовательного комплекса. Особенно, если такая возможность появляется в крупном мегаполисе. С другой стороны, это большая ответственность для архитекторов, которым необходимо гармонично интегрировать здание в окружающую его природу. При проектировании нового образовательного комплекса в москве перед архитектурным бюро ИМАГО как раз стояла такая задача.

Образовательный комплекс на 1200 + 250 мест (вид сверху)
Образовательный комплекс на 1200 + 250 мест (вид сверху)

Здание площадью 20 549 м² объединяет школу на 1200 учащихся и детский сад на 250 детей. Это проект, где архитектурные решения формируют комфортную среду для обучения, творчества и общения, что является важным шагом в развитии современных подходов к проектированию школ и детских садов. А создание оригинального внешнего облика здания архитекторов вдохновила сама природа.

Концепция: образование в объятиях природы

Проект создан на основе идеи глубокой интеграции образовательной среды с окружающей природой. Форма здания и благоустройство территории вдохновлены природными элементами — это словно камни, отточенные водой, с плавными очертаниями и мягкими переходами. Архитектурные решения направлены на то, чтобы сделать комплекс не только функциональным, но и органичным продолжением окружающего ландшафта.

Особое внимание уделяется созданию приватных зон внутри здания. Это небольшие уютные уголки, где дети могут уединиться, поразмышлять или пообщаться с друзьями. Такая возможность особенно актуальна для учеников старших классов, которым важно иметь “собственное пространство".

Генеральный план участка образовательного комплекса
Генеральный план участка образовательного комплекса

Озеленение территории выполнено многослойно, усиливая пластику генерального плана. Здесь есть деревья различных пород и множество кустарников. И это гораздо больше, чем декоративные элементы — растения формируют микроклимат, снижают уровень шума и создают естественные переходы между учебными корпусами.

Референсы, использованные при благоустройстве территории образовательного комплекса
Референсы, использованные при благоустройстве территории образовательного комплекса

Стилевые решения: динамика и комфорт

Архитектурная концепция базируется на сочетании ломаных многогранников со скругленными углами. Такая форма придает зданию динамичность и легкость, избегая монотонности и стандартных решений. Внутри она преображается в удобные, функциональные пространства, которые легко адаптируются под разные образовательные сценарии.

Массинг образовательного комплекса - 3D вид
Массинг образовательного комплекса - 3D вид
Массинг образовательного комплекса - 3D вид
Массинг образовательного комплекса - 3D вид

Центральное место занимает многофункциональное пространство (ММП) площадью 765 м². Это настоящее сердце комплекса — здесь проходят общешкольные мероприятия, выставки и неформальные встречи. От него расходятся два основных блока:

  • Школьный блок (4 этажа), разделенный на две части — начальную школу (1–3 этажи, правое крыло) и среднее/старшее звено (1–4 этажи, левое крыло).
  • Детский сад (1 этаж), расположенный в отдельном крыле.

Такое зонирование позволяет четко разделить потоки учеников разных возрастных групп, сохраняя при этом единство образовательного процесса.

Стилевые решения фасада: цвет, свет и текстура

Фасады комплекса — не менее важный элемент архитектурной концепции, поскольку они формируют облик здания и задают тон всей территории.

Главный вход выделяется благодаря использованию градиентных ламелей, которые создают эффект движения и перспективы. Цветовые вставки и световые акценты делают входную зону яркой и привлекательной, формируя позитивное впечатление.

Вариативность фасадов

Основным элементом фасадов являются цветные рейки, которые поддерживают и выделяют закругленные элементы комплекса. Рейки расположены с учетом перспективы: при взгляде под углом они создают эффект градиента, что добавляет динамичности и легкости облику здания. Рейки сконцентрированы в зоне главного входа, а также вокруг других значимых элементов. Это позволяет визуально выделить важные функциональные зоны и направить внимание на архитектурные особенности комплекса.

Фасадные решения предполагают вариативность. Цвет реек может быть реализован по-разному: от градиентной растяжки между элементами до разделения оттенков между блоками. В флагманском варианте мы предлагаем насыщенный зеленый цвет для школы и легкий салатовый для детского сада, что позволяет объединить объект в монохромной гамме, сохраняя при этом визуальные различия между блоками за счет оттенков.

Изумрудные ламели на входной группе школы, входящей в состав образовательного комплекса
Изумрудные ламели на входной группе школы, входящей в состав образовательного комплекса
Один из вариантов фасадов образовательного комплекса
Один из вариантов фасадов образовательного комплекса
Один из вариантов фасадов образовательного комплекса
Один из вариантов фасадов образовательного комплекса

Глухие части фасадов выполнены перфорированными панелями с индивидуальным рисунком. Эти панели добавляют экстерьеру текстуры и глубины. В зоне рекреации они создают рассеянное освещение и красивые тени.

Перфорация на фасадах образовательного комплекса - флагманский вариант
Перфорация на фасадах образовательного комплекса - флагманский вариант

Перфорация на фасаде может быть индивидуальной для каждой зоны, подчеркивая функциональное назначение помещений. Например, в детском саду мы предлагаем использовать перфорацию в виде звездочек, которая, благодаря подсветке, в вечернее время будет «загораться» и создавать волшебную атмосферу.

Перфорациях на фасадах образовательного комплекса в виде звездочек (дневная визуализация)
Перфорациях на фасадах образовательного комплекса в виде звездочек (дневная визуализация)
Перфорациях на фасадах образовательного комплекса в виде звездочек (ночная визуализация)
Перфорациях на фасадах образовательного комплекса в виде звездочек (ночная визуализация)

Образовательный комплекс на 1200 + 250 мест — это пример того, как архитектура может стать инструментом формирования современной образовательной среды. Здесь все продумано до мелочей: от функционального зонирования до стилевых решений фасадов. Комплекс создан с учетом современных образовательных потребностей, экологических стандартов и запросов города.

Соотношение площадей (14,17 м² на ребенка) обеспечивает комфортное пространство для обучения, развития и отдыха.

Начать дискуссию