Может ли школьный учитель управлять IT-проектом? Part 2

Что ж, Part 1 была опубликована почти 2 месяца назад, настало посленовогоднее время для рефлексии и Part 2, в которой я расскажу:

  1. Как возникла идея проекта, и как сформировалась команда
  2. Сколько мы уже вместе работаем и что успели сделать за это время
  3. Что за проект мы с командой развиваем

Поехали!

Представьте, что вы совсем недавно в теме искусственного интеллекта и машинного обучения, вас всё пугает, вам ничего не понятно, но очень интересно. И тут вам говорят: «У тебя есть пару недель, чтобы найти себе команду среди 200 незнакомых людей, и 6 дней, чтобы создать с этой командой продукт на базе ИИ». Какой будет ваша реакция? Моя была такой:

https://ru.pinterest.com/pin/613967361716173902/
https://ru.pinterest.com/pin/613967361716173902/

Вот таким было начало моего обучения на магистратуре «Искусственный интеллект» в ИТМО, где, только слегка вынырнув из моря стресса от вступительных экзаменов и глотнув воздуха, мне нужно было возвращаться обратно в пучину, в которой меня поджидал мой первый в жизни хакатон.

Нужно ли говорить о том, что помимо panic (without disco) у меня сильно активизировался синдром самозванца, который я уже упоминала в Part 1, и я просто надеялась, что кто-нибудь возьмёт меня в команду, потому что сформировать свою собственную на тот момент казалось абсолютно провальной идеей, так как, напоминаю, это был мой первый подобный опыт.

Идея проекта и команда — как всё начиналось

И, о чудо, после нескольких неудачных попыток присоединиться к кому-то на мероприятиях ITMO Enter мы встретились с моим однокурсником Андреем, который сам пригласил меня, и уже в тот же вечер я оказалась в чатике ребят, которые все вместе учились в Южно-Уральском государственном университете в Челябинске.

Среди предложенных треков на хакатоне мой взгляд, конечно же, сразу зацепил EdTech. Проблема была в том, что в этом треке не было какого-то интересного кейса от бизнеса, как в других треках вроде Retail, где присутствовали X5 и другие большие компании, поэтому я выдвинула свою идею, так как я уже работала в EdTech и могу представить боли и возможные решения в этой сфере с помощью ИИ. В итоге мы потратили целый день на то, чтобы сделать финальный выбор и уже наконец начать работу.

Судя по тому, что я пишу уже второй пост, вы догадались, что моя взяла, и мы начали пилить ИИ-решение для EdTech. Забавно, что вскоре после этого в треке EdTech появился кейс от университета ИТМО, в котором нужно было решить похожую задачу.

Помимо технической части на хакатоне довольно строго оценивалась продуктовая составляющая, и я взялась именно за неё, каждый день контактируя с менторами, проводя мини (а иногда и не очень мини) интервью, написывая знакомым из EdTech и читая разные статьи. Это был мой первый опыт (да, не устану это повторять), и на то момент я ещё ничего толком не знала о проблемных интервью, CusDev-ах или о Jobs To Be Done, да и время некоторых приглашённых экспертов было очень ограничено, поэтому я вываливала всё сразу как на духу, а уже дальше задавала вопросы. Помню, с одной девушкой-продактом из Яндекс Практикума мы пообщались всего минут 15, и она, как опытный в этом деле человек, быстро всё раскидала по фактам, я же, как новичок, не смогла вытащить из этой встречи больше, хотя можно было, наверное. Но не все встречи были такими, и многие менторы были готовы отвечать практически на любые вопросы, а ещё давать советы довольно долго. Благодаря этому всему я на своём опыте поняла, почему так важно не рассказывать о продукте сразу, а только в конце интервью, даже ещё не успев прочитать хайповую книгу "Спроси маму".

https://ru.pinterest.com/pin/720013059202019162/
https://ru.pinterest.com/pin/720013059202019162/

Что в итоге?

Мы собрали наше маленькое и простое, но какое никакое решение для контроля качества онлайн-выступлений на основе компьютерного зрения, обработки естественного языка и звука благодаря Андрею, Мулхаму и Саше (ЮУрГУ рулит, получается!). Считаю, что наша защита проекта на хакатоне была настоящим театральным представлением, развлёкшим жюри, которые успели устать и зазевать с начала защит к нашему выступлению. По задумке Андрея, мы начали с того, что продемонстрировали вживую, как не надо выступать онлайн, а все наблюдавшие поверили, что наше выступление действительно началось с «эммм, добрый день, нууу, как-то так» и, наверное, уже успели закатить глаза, но не тут-то было, дальше я перебила Андрея и показала, как надо выступать онлайн, запитчив наш проект.

Было весьма сложно собрать себя, ведь до этого я до 5 утра доделывала презентацию (скажите мне, что я не одна такая, и на хакатонах так всегда) , но утренняя пробежка до коворкинга на Петроградской, где мы договорились встретиться, помогла мне (да, я ещё и опаздываю). Более того, за день до мы успели прогнать на построенной модели машинного обучения видео кейс-лекций некоторых экспертов с хакатона, давших на это своё разрешение. И это тоже был крутой ход, так как мы успели получить реальные отзывы о нашем минимально жизнеспособном продукте.

Второе место в треке EdTech стало нашим, как и первые пятёрки, чем я очень горжусь, ведь моим единственным желанием после поступления на эту программу с полным осознанием моего уровня владения машинным обучением было выжить и не отчислиться. Но я быстро вошла во вкус и теперь изо всех сил мечу в красный диплом магистра компьютерных наук (но это уже другая история) .

Хакатон был в сентябре, а что теперь?

После хакатона мы с ребятами приняли решение идти дальше и начали участие в Технет акселераторе ИТМО. Каждую неделю я посещала несколько продуктовых лекций по вечерам помимо пар в магистратуре, а каждый понедельник в 8.30 у нас был созвон с трекером, предоставленным акселератором (о как я ненавидела понедельники из-за этого) . Никогда, слышите, никогда не ставьте созвоны на 8 утра в понедельник. После этих созвонов я либо думала о том, как всё плохо и писала задачи ребятам на неделю, оформляя таблички под урчание голодного живота (потому что ну кто завтракает до созвона в 8 утра), либо всё то же самое, но думала, как всё хорошо. Затем я назначала и проводила интервью (спасибо трекеру за контакты EdTech, за опоздания на полчаса и больше или вообще отсутствие на созвоне в 8.30 без предупреждения не спасибо). Каждый понедельник чувствовался так, как на этом меме:

Может ли школьный учитель управлять IT-проектом? Part 2

И так незаметно пролетели пару месяцев, где мы много экспериментировали с разными инструментами машинного обучения и пытались выяснить у бизнеса в лице методистов и продюсеров курсов разных онлайн-школ российского EdTech, какие именно функции им нужны после того, как поняли, что проблема, которую мы обозначили в гипотезе, действительно существует.

Как руководитель проекта скажу, что самым сложным оказалась и до сих пор остаётся мотивация. Как говорится, "мотивацию надо подняяяять", но в первую очередь у себя. Но как это делать, если ты сам всю эту кашу заварил, да ещё и денег никаких за свои усилия не получаешь (и не факт, что получишь)? Ответ на этот вопрос я пока всё также не нашла, но, пообщавшись с другими самостоятельно заварившими стартапную кашу людьми, поняла, что эмоциональные горки от "да эта фигня никому не нужна, у нас ничего не выйдет" до "ой, как всё здорово выходит, у нас всё получится" - это нормальное состояние. Другое дело, что такие горки очень выматывают, если кататься на них беспрерывно и очень долго. Единственная волшебная таблетка, которую мне посоветовали - это как можно скорее найти инвестиции. "И всего-то, ха, как же я сама-то не догадалась!", - подумала я.

Собственно, по причине низкой мотивации в первые несколько недель акселератора наша команда потеряла двух ребят, и сейчас нас осталось трое - я, Мулхам и Андрей. О, как мне не легко дались разговоры о целях и желаниях в личных сообщениях с каждым. Было элементарно невероятно сложно выйти на искренний разговор и сказать тем двум ребятам, которые выпали из команды, что я очень расстроена их безучастностью и невыполнением поставленных задач в установленные сроки. Но после того, как мы всё решили и разошлись, тревожности стало в разы меньше, поэтому считаю, что я сделала всё правильно.

За пару месяцев акселератора мы успели пройти через пивот, резко поменяв стратегию с B2C на B2B, потому что проблемные интервью с предполагаемыми на тот момент потенциальными клиентами продукта (репетиторы, психологи и независимые лекторы) показали нежизнеспособность выдвинутых гипотез, так как выяснилось, что, помимо всего прочего, эта целевая аудитория не всегда готова платить даже за Zoom для комфортной работы, не говоря уже об остальных дополнительных сервисах. Прекрасно их понимаю, сама была учителем, боявшимся поднять стоимость за час урока, но всё же на что-то надеялась.

И вот настал день X - 14 декабря 2023, когда пора было запитчить итоги нашей деятельности на акселераторе. Про выступление на demo day Технет акселератора ИТМО я расскажу в отдельном посте Part 3, где прямо разберу свои ошибки, основываясь на записи трансляции и фидбеке, а сейчас не буду спойлерить, но скажу только одно - я не думала, что буду так нервничать, ведь как бывший преподаватель я считала себя человеком, привыкшим к выступлениям и каверзным вопросам.

https://ru.pinterest.com/pin/1008384172813428320/
https://ru.pinterest.com/pin/1008384172813428320/

Кхм, и вот сегодня уже 19 января, и завтра меня снова ждёт питч, теперь на demo day моей онлайн-магистратуры, где мы будем показывать небольшое демо нашего продукта, поэтому можете пожелать мне и моей команде удачи.

А что за продукт-то?

Барабанная дробь и..! Это сервис по оценке качества онлайн-занятий. Сейчас это всё ещё выполняется вручную и не всегда вовремя или вообще очень редко, что приводит к негативным отзывам и другим последствиям, о которых мы узнали, поговорив с представителями разных онлайн-школ. Больше всего времени нам понадобилось на сбор функций, потому что важно было не укатиться в кастомную разработку для какой-то отдельной школы, а сохранить масштабируемость продукта.

Больше подробностей ожидайте в Part 3 - там на примере своего питча расскажу, во что мы целим, и как у нас сейчас это получается и не получается одновременно.

Ну и в конце как обычно закончу цитатой из ещё одной классики, но уже не из Толкиена:

I'm running away from my responsibilities. And it feels good.

Michael Scott, The Office
https://ru.pinterest.com/pin/532972937153574007/
https://ru.pinterest.com/pin/532972937153574007/
5
Начать дискуссию