Корпоративная культура: «погода» в вашей команде и залог успеха

Корпоративная культура — это «климат», в котором живёт ваша команда. Она важна, как фундамент любого здания. В IT-компании корпоративная культура играет особенно важную роль, так как влияет на креативность, гибкость, вовлечённость сотрудников и успех командной работы.

Это система ценностей, привычек, правил и стиля общения, которые определяют, как люди чувствуют себя внутри компании.

О том, как внедрялась корпоративная культура в “Платёжном сервисе А3”, рассказала менеджер по корпоративной культуре Александра Шибанова.

Александра Шибанова
Менеджер по корпоративной культуре "Платёжный сервис А3"

С чего все начиналось?

Первоначально в компании А3 HR-менеджеры совмещали подбор персонала с организацией мероприятий, оценкой сотрудников, онбордингом, ведением корпоративного канала и даже разработкой мерча.

Заниматься поиском сотрудников, а в параллель выстраивать полноценную корпоративную культуру — было непросто, какая-то из функций обязательно оставалась с меньшим фокусом в тот или иной период.

Решение пришло от директора по персоналу Наталии Колесовой: появилась новая должность в компании — менеджер по корпоративной культуре.

Наталия Колесова
Директор по персоналу "Платёжный сервис А3"

Я решила нанять на работу не просто очередного менеджера по персоналу, который будет заниматься всем, а сконцентрировать нового сотрудника именно на поддержке и развитии корпоративной культуры и всего, что с этим связано, в то время как отдельный сотрудник занимался только рекрутментом.

Это решение было экспериментом, потому что в небольших компаниях обычно не принято разделять функции HR, а уж тем более выделять человека на внутреннюю коммуникацию с персоналом и развитие корпоративной культуры, но мой эксперимент однозначно удался.

Отныне разделились зоны ответственности: теперь рекрутёры были сосредоточены на поиске талантливых кандидатов в нашу команду и их онбордингом, а менеджер по корпоративной культуре полностью погрузился в создание корпоративного контента, мерча и организацию мероприятий.

Такая идея дала заметный эффект: у сотрудников каждого направления появилось больше времени на свои прямые обязанности, качество работы выросло в разы.

Департамент HR в “Платёжном сервисе А3”
Департамент HR в “Платёжном сервисе А3”

🔧 Как работает корпоративная культура в IT на практике

  • Задаёт правила игры

1. Люди понимают, что принято, а что нет (напр. "мы всегда даём фидбэк", "мы не боимся ошибаться").

2. Культура формирует поведение без необходимости регламента — сотрудники сами поддерживают порядок, стиль и дух.

  • Упрощает коммуникацию

В IT-командах важно быстро и точно общаться — культура определяет:

1. Где общаемся (почта, Telegram).

2. Как (на "ты", с мемами или формально).

3. Насколько честно (можно ли критиковать, спорить, предлагать).

  • Помогает принимать решения

1. Если культура гибкая — решения принимаются быстро.

2. Если культура доверия — можно делегировать без контроля.

3. Культура влияет на то, кого продвигают, кого нанимают и кого увольняют.

  • Влияет на мотивацию и вовлечённость

1. В атмосфере поддержки, свободы и роста люди хотят остаться, развиваться и делать больше.

2. Культура удерживает таланты даже при сложных задачах и дедлайнах.

  • Передаётся "по умолчанию"

Новичок в команде быстро считывает культуру через поведение коллег, стиль общения, онбординг и welcome-сообщения, реакцию на ошибки.

🔁 Как поддерживается и развивается

  • Регулярные тимбилдинги и корпоративы

  • Признание, фидбэк, поощрение материальное и нематериальное

  • Инструменты: внутренние чаты, мерч, традиции

Первые шаги: скепсис и пробы

Рассмотреть рост активности команды А3 можно на одном примере.

На финальном собеседовании мой руководитель и по совместительству HRD — Наталия Колесова дала задание — с ходу придумать активность для TG - канала, чтобы популяризировать мерч.

Я предложила сделать рубрику “Счастливый день”: раз в месяц сотрудники могут получать вознаграждение (авторский маффин, сочный бургер или порцию большого ведра мороженого в знойный день) за то, что приходят в офис в мерче или отправляют фото в чат.

Однако при наличии мерча, большинство сотрудников просто саботировали данную активность =) Приходили единицы.

Но мы не сдавались. Вводили новые рубрики, где команда могла зарабатывать корпоративную валюту и приобретать новые позиции в магазине.

Такие как:

  • Еженедельные факты о компании, где сотрудники отвечают на вопросы о команде и А3

  • Отгадывание отрывка из фильма

  • Кроссворды

  • Добавление недостающих слов в пословицы и поговорки

  • МЕМная пятница, где победителем определяется тот, чей мем самый смешной по результатам голосования и пр.

За первые полгода покупки в корпоративном магазине значительно выросли.

Мы запускали всё новые и новые позиции: материальные (футболки, толстовки, панамы, термокружки, чехлы для ноутбуков) и нематериальные (день оплачиваемого отпуска, удалённый день, оплата билета в кино и прочее).

Оборот стал колоссальным. После дропа новой позиции теперь может наступить солдаут через пару часов.

Нужно понимать, что корпоративная культура строится постепенно, но каждая инвестиция в неё, не только материальная, но и терпение, скрупулезность, труд — окупается лояльностью и продуктивностью команды.

Функционал корпоративной культуры в А3

  • Ведение digital-площадок

1. Закрытый TG-канал “А3.Heroes” — наша визитная карточка.

Развлекательно-новостной канал, где проводятся активности, “быстрые” опросы, оперативный диалог команды.

2. HR-box — внутренняя платформа (соцсеть) для сотрудников А3

На ней каждый из коллег может узнать последние новости компании, посмотреть структуру подразделений, узнать свой корпоративный баланс, поздравить коллегу открыткой, совершить покупку в корпоративном магазине и пр.

Платформа HR-box
Платформа HR-box
  • Наше Event-агентство: от корпоративов до тимбилдингов

Мы не просто организуем мероприятия — мы создаем эмоции для наших коллег.

Корпоратив в IT-компании — это намного больше, чем просто выезд на фуршет. В быстро меняющемся мире, где команды работают удалённо и достаточно динамично, корпоратив становится стратегическим инструментом.

Летний корпоратив А3
Летний корпоратив А3

За каждой задачей стоит огромная и скрупулезная работа по организации и подготовке. Мы активно внедряем ИИ в наши корпоративы, много интерактивов у ведущих строятся с их помощью, даже создавали гимн компании в режиме онлайн.

Иногда мы шутим, что нам пора создавать внутри компании своё собственное event-агентство, потому что все мероприятия проходят действительно на высоком уровне.

  • Платёжный сервис внутри платёжного сервиса

Как уже говорили ранее, в нашей компании есть корпоративная валюта, и есть несколько способов её заработать: выполнить активность.

Например, провести обучение для сотрудников, пройти внутренний опрос, выиграть в рубрике на канале или получить начисление за годовщину работы в компании.

При помощи валюты сотрудник может приобрести самые различные покупки (от мерча до оплачиваемого отпуска).

Одна из самых ответственных миссий: все транзакции, зачисления/ списание и контроль “кошельков” команды также находится под контролем менеджера по корпоративной культуре.

  • Мерч с душой
Мерч А3
Мерч А3

Особая любовь и гордость — наш корпоративный мерч. Он выглядит действительно классно и достойно, потому что мы ориентируемся на качество, а не количество.

В А3 мы относимся к корпоративному мерчу как к продолжению нашей культуры. Это не сувенирка "для галочки", а визитная карточка компании.

Поэтому не пытаемся штамповать футболки или толстовки, а делаем всё тщательно и качественно. Наш мерч с удовольствием хочется носить и вне рабочее время.

Заключение: культура, которая вдохновляет

Мы создаем не просто корпоративную культуру — мы строим живой организм, где технологии встречаются с человечностью, а традиции — с инновациями.

Каждый мерч, ивент или пост в нашем канале — это не просто пункт в плане, а кирпичик в фундаменте доверия и вовлеченности.

Когда компания инвестирует в атмосферу, сотрудники отвечают не просто лояльностью — горящими глазами. Когда ты знаешь, что твои идеи услышат, а старания оценят, хочется преумножать достижения.

В А3 каждый может творить и самовыражаться, а это даёт пространство для идей и творчества, что особенно важно в IT-компании. Ведь из свободы часто рождаются сильные решения и прорывы.

14
2
Начать дискуссию