Корпоративная культура: «погода» в вашей команде и залог успеха
Корпоративная культура — это «климат», в котором живёт ваша команда. Она важна, как фундамент любого здания. В IT-компании корпоративная культура играет особенно важную роль, так как влияет на креативность, гибкость, вовлечённость сотрудников и успех командной работы.
Это система ценностей, привычек, правил и стиля общения, которые определяют, как люди чувствуют себя внутри компании.
О том, как внедрялась корпоративная культура в “Платёжном сервисе А3”, рассказала менеджер по корпоративной культуре Александра Шибанова.
С чего все начиналось?
Первоначально в компании А3 HR-менеджеры совмещали подбор персонала с организацией мероприятий, оценкой сотрудников, онбордингом, ведением корпоративного канала и даже разработкой мерча.
Заниматься поиском сотрудников, а в параллель выстраивать полноценную корпоративную культуру — было непросто, какая-то из функций обязательно оставалась с меньшим фокусом в тот или иной период.
Решение пришло от директора по персоналу Наталии Колесовой: появилась новая должность в компании — менеджер по корпоративной культуре.
Я решила нанять на работу не просто очередного менеджера по персоналу, который будет заниматься всем, а сконцентрировать нового сотрудника именно на поддержке и развитии корпоративной культуры и всего, что с этим связано, в то время как отдельный сотрудник занимался только рекрутментом.
Это решение было экспериментом, потому что в небольших компаниях обычно не принято разделять функции HR, а уж тем более выделять человека на внутреннюю коммуникацию с персоналом и развитие корпоративной культуры, но мой эксперимент однозначно удался.
Отныне разделились зоны ответственности: теперь рекрутёры были сосредоточены на поиске талантливых кандидатов в нашу команду и их онбордингом, а менеджер по корпоративной культуре полностью погрузился в создание корпоративного контента, мерча и организацию мероприятий.
Такая идея дала заметный эффект: у сотрудников каждого направления появилось больше времени на свои прямые обязанности, качество работы выросло в разы.
🔧 Как работает корпоративная культура в IT на практике
- Задаёт правила игры
1. Люди понимают, что принято, а что нет (напр. "мы всегда даём фидбэк", "мы не боимся ошибаться").
2. Культура формирует поведение без необходимости регламента — сотрудники сами поддерживают порядок, стиль и дух.
- Упрощает коммуникацию
В IT-командах важно быстро и точно общаться — культура определяет:
1. Где общаемся (почта, Telegram).
2. Как (на "ты", с мемами или формально).
3. Насколько честно (можно ли критиковать, спорить, предлагать).
- Помогает принимать решения
1. Если культура гибкая — решения принимаются быстро.
2. Если культура доверия — можно делегировать без контроля.
3. Культура влияет на то, кого продвигают, кого нанимают и кого увольняют.
- Влияет на мотивацию и вовлечённость
1. В атмосфере поддержки, свободы и роста люди хотят остаться, развиваться и делать больше.
2. Культура удерживает таланты даже при сложных задачах и дедлайнах.
- Передаётся "по умолчанию"
Новичок в команде быстро считывает культуру через поведение коллег, стиль общения, онбординг и welcome-сообщения, реакцию на ошибки.
🔁 Как поддерживается и развивается
Регулярные тимбилдинги и корпоративы
Признание, фидбэк, поощрение материальное и нематериальное
Инструменты: внутренние чаты, мерч, традиции
Первые шаги: скепсис и пробы
Рассмотреть рост активности команды А3 можно на одном примере.
На финальном собеседовании мой руководитель и по совместительству HRD — Наталия Колесова дала задание — с ходу придумать активность для TG - канала, чтобы популяризировать мерч.
Я предложила сделать рубрику “Счастливый день”: раз в месяц сотрудники могут получать вознаграждение (авторский маффин, сочный бургер или порцию большого ведра мороженого в знойный день) за то, что приходят в офис в мерче или отправляют фото в чат.
Однако при наличии мерча, большинство сотрудников просто саботировали данную активность =) Приходили единицы.
Но мы не сдавались. Вводили новые рубрики, где команда могла зарабатывать корпоративную валюту и приобретать новые позиции в магазине.
Такие как:
Еженедельные факты о компании, где сотрудники отвечают на вопросы о команде и А3
Отгадывание отрывка из фильма
Кроссворды
Добавление недостающих слов в пословицы и поговорки
МЕМная пятница, где победителем определяется тот, чей мем самый смешной по результатам голосования и пр.
За первые полгода покупки в корпоративном магазине значительно выросли.
Мы запускали всё новые и новые позиции: материальные (футболки, толстовки, панамы, термокружки, чехлы для ноутбуков) и нематериальные (день оплачиваемого отпуска, удалённый день, оплата билета в кино и прочее).
Оборот стал колоссальным. После дропа новой позиции теперь может наступить солдаут через пару часов.
Нужно понимать, что корпоративная культура строится постепенно, но каждая инвестиция в неё, не только материальная, но и терпение, скрупулезность, труд — окупается лояльностью и продуктивностью команды.
Функционал корпоративной культуры в А3
- Ведение digital-площадок
1. Закрытый TG-канал “А3.Heroes” — наша визитная карточка.
Развлекательно-новостной канал, где проводятся активности, “быстрые” опросы, оперативный диалог команды.
2. HR-box — внутренняя платформа (соцсеть) для сотрудников А3
На ней каждый из коллег может узнать последние новости компании, посмотреть структуру подразделений, узнать свой корпоративный баланс, поздравить коллегу открыткой, совершить покупку в корпоративном магазине и пр.
- Наше Event-агентство: от корпоративов до тимбилдингов
Мы не просто организуем мероприятия — мы создаем эмоции для наших коллег.
Корпоратив в IT-компании — это намного больше, чем просто выезд на фуршет. В быстро меняющемся мире, где команды работают удалённо и достаточно динамично, корпоратив становится стратегическим инструментом.
За каждой задачей стоит огромная и скрупулезная работа по организации и подготовке. Мы активно внедряем ИИ в наши корпоративы, много интерактивов у ведущих строятся с их помощью, даже создавали гимн компании в режиме онлайн.
Иногда мы шутим, что нам пора создавать внутри компании своё собственное event-агентство, потому что все мероприятия проходят действительно на высоком уровне.
- Платёжный сервис внутри платёжного сервиса
Как уже говорили ранее, в нашей компании есть корпоративная валюта, и есть несколько способов её заработать: выполнить активность.
Например, провести обучение для сотрудников, пройти внутренний опрос, выиграть в рубрике на канале или получить начисление за годовщину работы в компании.
При помощи валюты сотрудник может приобрести самые различные покупки (от мерча до оплачиваемого отпуска).
Одна из самых ответственных миссий: все транзакции, зачисления/ списание и контроль “кошельков” команды также находится под контролем менеджера по корпоративной культуре.
- Мерч с душой
Особая любовь и гордость — наш корпоративный мерч. Он выглядит действительно классно и достойно, потому что мы ориентируемся на качество, а не количество.
В А3 мы относимся к корпоративному мерчу как к продолжению нашей культуры. Это не сувенирка "для галочки", а визитная карточка компании.
Поэтому не пытаемся штамповать футболки или толстовки, а делаем всё тщательно и качественно. Наш мерч с удовольствием хочется носить и вне рабочее время.
Заключение: культура, которая вдохновляет
Мы создаем не просто корпоративную культуру — мы строим живой организм, где технологии встречаются с человечностью, а традиции — с инновациями.
Каждый мерч, ивент или пост в нашем канале — это не просто пункт в плане, а кирпичик в фундаменте доверия и вовлеченности.
Когда компания инвестирует в атмосферу, сотрудники отвечают не просто лояльностью — горящими глазами. Когда ты знаешь, что твои идеи услышат, а старания оценят, хочется преумножать достижения.
В А3 каждый может творить и самовыражаться, а это даёт пространство для идей и творчества, что особенно важно в IT-компании. Ведь из свободы часто рождаются сильные решения и прорывы.