Правовые риски бизнеса: почему «мелочи», на которые мы закрываем глаза приводят к большим проблемам

На протяжении последнего года новостные ленты пестрят сообщениями о результатах надзорных проверок. Эта тенденция затрагивает все сегменты бизнеса без исключения.

ФНС России демонстрирует беспрецедентную активность, выявляя нарушения в самых разных сферах. Кризис требует бОльшей активности от государства, и госорганы ищут любые варианты пополнения “казны”.

  • Проверки блогеров и инфлюэнсеров, как в громком деле Блиновской, где бизнес на марафонах привел к миллиардным доначислениям.
  • Борьба с «налоговым туризмом», когда компании регистрируются в регионах с льготным режимом без реальной деятельности.
  • Масштабные проверки офлайн-бизнеса на признаки необоснованного дробления.
  • Продавцы на маркетплейсах, которые также оказались в фокусе внимания налоговых органов.

А что проверяют другие надзорные органы?

  • Трудовая инспекция совместно с ФНС массово переквалифицируют отношения с самозанятыми в трудовые, что влечет доначисление налогов и страховых взносов.
  • ФАС и Роскомнадзор (РКН) ужесточили контроль за соблюдением законодательства о рекламе и персональных данных. Штрафы за отсутствие маркировки рекламы (ERID) или нарушение порядка обработки персональных данных применяются одинаково строго как к крупным компаниям, так и к мелкому бизнесу, разместившему первый рекламный пост.

За последние полгода я заметила такую закономерность - все, кого “ловят” на мелком нарушении подвергаются серьезным проверкам и уже попадают на круглые суммы. Конечно, причины проверок изначально разные (на кого то написали конкуренты, на другого пожаловались клиенты, где-то была рандомная проверка). Но вот, из-за чего часто попадаются предприниматели:

  • Нехватка или неправильное составление одного-единственного акта;
  • Некорректная формулировка предмета договора или оферты;
  • Отсутствие необходимого согласия («галочки») на сайте;
  • Пропущенный идентификатор (ERID) в рекламном креативе.

Одна, казалось бы, незначительная оплошность привлекает внимание проверяющих к другим погрешностям. Риски накапливаются по принципу снежного кома, что в итоге может привести к финансовым последствиям, несовместимым с дальнейшим ведением деятельности.

Типичные ошибки, ведущие к доначислениям и штрафам:

  • Налоги: Продажа услуги/товара на патентной системе налогообложения при несовпадении формулировок в договоре и патенте = доначисление налогов.
  • Дробление бизнеса: Перечисление денежных средств одной компанией за другую без признаков умысла может быть расценено как признак дробления.
  • Реклама: Отсутствие «галочки» о согласии на получении рассылки на сайте = штраф от ФАС, даже если вся внешняя реклама размещена с корректной маркировкой. Это — разные составы нарушений.

Ключевой вывод: профилактика вместо лечения

Может показаться, что правовое оформление — это задача, которую можно решить постфактум, уже после возникновения проблемы. Однако на практике это не так. Корректное оформление документов и процессов необходимо выстраивать до того, как произошло нарушение, поскольку «латание дыр» постфактум проблему уже не решит, а в лучшем случае, лишь смягчит последствия.

Начать дискуссию