Субсидиарная ответственность по долгам компании

Субсидиарная ответственность по долгам компании

В последние годы не последнее место в арбитражной практике занимают кейсы привлечения к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица его руководителей и учредителей, в том числе «теневых».

Нестабильная экономическая ситуация в стране, санкции, нарушения обязательств со стороны контрагентов могут привести к неплатежеспособности компании и невозможности удовлетворить требования всех его кредиторов.

В отсутствие денежных средств и имущества в собственности самой компании или их недостаточности, долги могут быть взысканы субсидиарно с её руководителя, учредителя и иных контролирующих лиц.

Привлечение к субсидиарной ответственности производится преимущественно в рамках дела о банкротстве.

Для привлечения руководителя компании к субсидиарной ответственности заявить должен доказать наличие любого из предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) оснований.

Основание 1. Должник не имеет возможности погасить требования всех кредиторов (ст. 61.11 Закон о банкротстве) .

При этом такая невозможность возникла по вине руководителя, который:

•‎ совершал действия или бездействовал, что привело к неплатежеспособности или утрате имущества, за счет которого можно было погасить долги;

•‎ ухудшил в значительной степени положение должника после того, как у него возникли признаки банкротства (например, нарастил долг перед кредиторами);

•‎ совершил одну или несколько убыточных сделок, которые причинили существенный вред кредиторам (например, продал имущество компании по цене в разы ниже рыночной);

•‎ не передал управляющему обязательную для ведения компанией документацию, в том числе бухгалтерскую, должника или передал документацию, которая содержит недостоверную информацию, из-за чего невозможно установить активы компании, данные по сделкам;

•‎ не внес или внес недостоверные сведения в единый реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) (например, в реестре имеется отметка о недостоверности адреса, что препятствует кредиторам или приставам в коммуникации с должником и установлении его имущественного положения).

При этом, очевидно, что, если у должника нет денег или имущества, чтобы погасить требования кредиторов, это не обязательно вина руководителя. Наличие вины, например, в форме умышленного совершения убыточной сделки, должен доказать заявитель.

Основание 2. Руководитель не подал или подал несвоевременно заявление о банкротстве (ст. 61.12 Закона о банкротстве).

Если должник отвечает признакам банкротства, руководитель обязан обратиться в суд с заявлением. Например, оплата одного из долгов приведет к тому, что платить по прочим долгам и гасить задолженность по налогам будет нечем. Полный перечень обстоятельств содержит пункт 1 статьи 9 Закона о банкротстве.

Сами по себе такие обстоятельства не говорят о банкротстве. Руководитель может избежать ответственности, если докажет, что, несмотря на них, он добросовестно рассчитывал преодолеть финансовые трудности и опирался на экономически обоснованный план.

Основание 3. Руководитель нарушил требования Закона о банкротстве.

Если руководитель нарушил требования Закона о банкротстве, его можно привлечь к ответственности в двух случаях (ст. 61.13 Закона о банкротстве):

•‎ руководитель подал в суд заявление о банкротстве, когда у должника была возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

•‎ руководитель не оспорил необоснованные требования, которые кредиторы предъявили в деле о банкротстве, а также до и после его возбуждения.

Ответственность за нарушение Закона о банкротстве при этом реализуется в форме возмещения убытков, а не субсидиарной, хотя и по правилам для последней. То есть руководитель обязан возместить убытки, которые причинило кредиторам необоснованное возбуждение дела о банкротстве или необоснованное признание требований кредиторов.

Участник хозяйственного общества (далее – на примере общества с ограниченной ответственностью) несет субсидиарную ответственность при банкротстве общества, если:

•‎ своими действиями привел общество к несостоятельности, например, давал указания руководителю общества по заключению убыточных сделок (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО);

•‎ не созвал собрание участников, чтобы решить вопрос об обращении в суд с заявлением о банкротстве общества, когда невозможность погашения всей кредиторской задолженности была очевидна (ст. 61.12 Закона о банкротстве) ;

•‎ нарушил требования законодательства о банкротстве (ст. 61.13 Закона о банкротстве);

•‎ совершил недобросовестные или неразумные действия, в результате которых общество, исключенное из ЕГРЮЛ, не исполнило обязательства (п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО);

•‎ оплатил долю не денежными средствами, а имуществом или нематериальными активами, стоимость которых была завышена (абз. 3 п. 2 ст. 15 Закона об ООО);

•‎ не внес в полном объеме дополнительный вклад, что привело к недостаточности имущества общества (п. 2.1 ст. 19 Закона об ООО).

Субсидиарная ответственность по долгам компании – это риск не только для руководителя и учредителей, которые указаны в качестве таковых в ЕГРЮЛ, но и для иных лиц, которые включены в понятие «контролирующих» (ст. 61.10 Закона о банкротстве).

По умолчанию к контролирующим лицам относятся члены совета директоров, ликвидационной комиссии и иных органов управления компанией.

Также контролирующими лицами могут быть признаны лица, которые имели право давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Например, главный бухгалтер, имеющий доверенность на заключение договоров об имени компании.

Суд может признать контролирующими лицами и привлечь к субсидиарной ответственности также «теневого» директора или «теневого» учредителя.

Например, директор компании занимает свою должность формально, но не принимает юридически значимых решений и не распоряжается имуществом, только ставит подписи на документах. А решением финансовых и юридических вопросов, ведением документации занимается иное лицо, которое де-факто является руководителем компании или корпоративной группы, в которую входит компания.

Если в рамках рассмотрения дела суду будут представлены доказательства деятельности такого «теневого» директора и его полномочия в части принятия должником решений, приведших к его неплатежеспособности, такое лицо будет привлечено к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, в том числе в случае непредставления управляющему бухгалтерской документации общества.

При этом, учитывая, что номинальный руководитель скрывает личность действительного, «теневого» директора, он может наравне с ним быть привлечён к субсидиарной ответственности (см. определение Верховного Суда РФ № 305-ЭС21-18249 по делу № А40-303933/2018).

К субсидиарной ответственности также могут быть привлечены дети руководителя или учредителей, если они помогали родителям вывести имущество из состава требований кредиторов, например, в порядке дарения (см. определение Арбитражного суда города Москвы от 27.10.2020 по делу № А40-131425/2016).

Заявить о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц может временный (или конкурсный) управляющий, конкурсные кредиторы, налоговый орган, работники, в том числе бывшие, компании-должника.

Обратиться в суд с заявлением можно в течение трех лет с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать об основаниях для привлечения к субсидиарной ответственности (п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве) , но в любом случае не позднее:

•‎ трех лет с момента, когда суд признал должника банкротом или прекратил конкурсное производство;

•‎ десяти лет с момента, когда руководитель совершил действия, которые стали основанием для субсидиарной ответственности.

Кроме привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве, может быть использован механизм предъявления отдельного иска о возмещении убытков к контролирующим лицам общества, исключенного из ЕГРЮЛ.

Не каждое юридическое лицо заканчивает свою историю в порядке добровольной ликвидации, «брошенные» компании, не сдающие отчетность и не ведущие деятельность длительное время, могут быть исключены из ЕГРЮЛ налоговым органом. При этом, на дату исключения из ЕГРЮЛ у такой компании могут иметься непогашенные долги.

В этом случае кредиторы, руководствуясь положениями ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) об обязанности руководителя действовать добросовестно и общими основаниями ответственности за причиненный вред (ст. 401, 1064 ГК РФ) , могут обратиться в суд с иском к бывшему руководителю и(или) учредителям исключенного из реестра юридического лица.

Заявителю при этом надлежит доказать совокупность элементов состава гражданского правонарушения: противоправное поведение, вред, причинную связь между ними и вину правонарушителя.

Если суд установит, что исключение должника из реестра в административном порядке и обусловленная этим невозможность погашения им долга (например, исковые требования кредитора к обществу уже удовлетворены судом на дату исключения компании из ЕГРЮЛ) возникли в связи с действиями контролирующих лиц и по их вине, в результате их недобросовестных и (или) неразумных действий (в том числе не подано заявление о банкротстве при наличии неплатежеспособности) , такие лица будут обязаны возместить убытки кредиторов.

В связи с тем, что судебная практика демонстрируют легкость и практически рутинность в привлечении к субсидиарной ответственности по долгам компании ее руководителей, как номинальных, так и «теневых», и бенефициаров, принимая во внимание, что действующее законодательство предусматривает для этого множество инструментов, важно обезопасить себя от рисков имущественных потерь.

Общая рекомендация, безусловно, — выполнение требований закона, в том числе своевременное самостоятельное обращение в суд с иском о банкротстве в случае невозможности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам более чем в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

В процессе ведения хозяйственной деятельности можно использовать такие страховочные механизмы как:

•‎ запрос экспертной оценки рыночной стоимости недвижимого и дорогостоящего движимого имущества, которое планирует продать или купить компания;

•‎ получение одобрения общего собрания участников общества для крупных сделок и сделок с заинтересованностью (особенно, если контрагент по сделке – член семьи руководителя или учредителя, аффилированное юридическое лицо);

•‎ получение предварительного согласия общего собрания на выплату премий руководителю компании, членам органам управления, топ-менеджерам;

•‎ реализация иных корпоративных процедур, предусмотренных законом и уставом общества, в том числе проведение годовых собраний, своевременная актуализация сведений в ЕГРЮЛ об адресе общества, реализуемых им видах деятельности;

•‎ использование примирительных процедур внесудебного (медиация) и судебного (мировое соглашение) характера в случае возникновения финансовых затруднений;

•‎ назначение на должность руководителя имеющего управленческий опыт специалиста с выплатой ему конкурентной заработной платы (исключение номинальности);

•‎ периодическое (хотя бы раз в 3 года) проведение независимой аудиторской проверки.

Указанные действия не гарантируют отсутствие заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам компании, но с высокой долей вероятности позволят убедить суд в отсутствии оснований к удовлетворению такого заявления и, соответственно, защитить свои личные и имущественные интересы.

Автор: Валерия Лавей, юрист сервиса Solver

4
Начать дискуссию