5 способов победить профессиональное выгорание за 2 месяца
- Что такое профессиональное или эмоциональное выгорание на работе
- Какие именно перемены помогут
- Почему важно не брать на себя слишком много
- Какие навыки помогут
- Советы по здоровому образу жизни для профилактики выгорания
- Как научиться радоваться простым вещам для восстановления сил
- Почему борьба с выгоранием - важный шаг для карьеры и жизни
Что такое профессиональное или эмоциональное выгорание на работе?
Профессиональное или эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и приводящий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Согласно классификации МКБ-10, выгорание характеризуется тремя основными симптомами:
- Эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация - циничное отношение к работе и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений - возникновение у работника чувства некомпетентности, неуспешности.
Выгорание наиболее характерно для профессий социальной сферы с высоким уровнем стресса и коммуникаций. Однако в условиях интенсивной рабочей среды может развиваться у представителей любой профессии.
1. Внести перемены в рабочий процесс
Чтобы преодолеть профессиональное выгорание, рекомендуется внести определенные позитивные изменения в свой рабочий процесс. Рассмотрим основные из них:
- Смена обстановки. Новое рабочее пространство поможет избавиться от ощущения застоя. Это может быть другой кабинет, open space, дистанционная работа.
- Ротация задач. Регулярное чередование задач разного типа предотвращает умственное переутомление от рутины. Можно поменяться задачами с коллегами.
- Освоение новых навыков. Получение дополнительных знаний и умений даст ощущение личностного роста и развития карьеры.
- Обсуждение графика с руководством. Для лучшего восстановления полезно обратиться к работодателю за возможностью гибкого графика, удаленной или сокращенной рабочей недели.
- Делегирование. Передача части задач коллегам или подчиненным снимет излишнюю нагрузку.
Регулярное внесение таких изменений в рабочий процесс поможет эффективно противодействовать выгоранию.
2. Научиться говорить "нет"
Умение отказываться от избыточной нагрузки и говорить "нет" - важный навык для профилактики профессионального выгорания. Рассмотрим причины, почему не стоит брать на себя слишком много работы:
- Перегрузка и хроническая усталость. Постоянное выполнение задач сверх нормы приводит к истощению и стрессу.
- Снижение эффективности. Пытаясь сделать больше, человек работает хуже и допускает ошибки из-за переутомления.
- Нарушение рабоче-личностного баланса. Гиперответственность не оставляет времени на отдых и личную жизнь.
- Трудоголизм. Неспособность отказать в работе формирует нездоровую зависимость от трудовой деятельности.
- Негативные эмоции. Обиды и стресс из-за завышенной самоотдачи ведут к выгоранию.
Таким образом, умение правильно распределять нагрузку и отказываться от избыточных задач - это важная компетенция для долгосрочной эффективной работы и сохранения психического здоровья.