Артур Леднев

+111
с 2023

Продуктовый дизайнер с десятилетним опытом. Делюсь мыслями, даю непрошенные советы и рассказываю про дизайн и работу с продуктом

41 подписчик
1 подписка

А вот и нет!)
Джобы объективны, однозначны и постоянны, ошибочной и субъективной тут может быть только ваша интерпретация этих самых джобов)

А чтобы ваша интерпретация не была ошибочной, нужно хорошо понимать теорию, знать инструменты и уметь их применять.

Начнем с того, что любые тесты, как и любые исследования – это способ получения информации, а не способ улучшения продукта, оптимизации чего бы то ни было или заработка денег. Любые исследования, как и любые тесты ВСЕГДА РАБОТАЮТ, если по результатам вы получили какую-то информацию, а вы ее в любом случае получите. Вопрос лишь в ее правдивости, объективности и правильной трактовке. Короче, ваше суждение не имеет смысла из-за неправильной постановки вопроса. «Рабочесть» вообще не является критерием. Всевозможные фреймворки (и JTBD в частности) лишь указывают КАКУЮ информацию нужно получить и КАК ее потом использовать. Все.

Теперь по поводу джобов. Задача пользователя – штука объективная и постоянная, от нее вам никуда не деться. Здесь нет и не было никакой вероятности, наличие джоба – факт. Сможете ли вы этот джоб найти и определить – это уже вопрос. Сможете ли вы придумать, как этот джоб упростить – вопрос в квадрате. Если человеку нужно забить гвоздь, он его по-любому забьет так или иначе, вопрос лишь в том, как вы ему можете с этим помочь. Если в помощь человеку предложить тапок, то он лишь покрутит пальцем у виска, а если предложить молоток, то он заплатит вам за него деньги. Вот и вся теория. Она простая и эмпирически понятная, но не высосана из пальца, это разные вещи.

Ну и наконец конкретно про АБ тесты. Чтобы провести АБ-тест вам нужно как минимум два пользовательских пути для сравнения: контрольный, который уже есть и новый, усовершенствованный, который вы придумали. Так вот, чтобы придумать новый вариант, сначала нужно НАЙТИ ПРОБЛЕМЫ В СТАРОМ, а для этого нужно идти и изучать, как люди старым вариантом пользуются, почему они им пользуются и в каких ситуациях, затем найти в нем проблемы и устранить. JTBD как раз об этом)

Пупупууу… Что-то вы совсем все в кучу смешали)

Во-первых, нужно понимать, что никто и ничего вам не гарантирует и гарантировать не может. Сколько бы исследований и опросов вы ни провели, в конечном итоге ваши выводы могут оказаться ошибочными, с этим ничего не поделаешь. Изучая потребителей, их задачи и «работы» можно лишь уменьшить вероятность обосраться, а не предсказывать будущее)

Что касается А/Б тестов, то вы пытаетесь сравнить количественные тестирования с качественным исследованиями, а они вообще про разное. Более того, А/Б тест — это один из методов тестирования гипотез, а гипотезы (для тестирования) вы как раз из исследований и берете. Короче, это не взаимоисключаемые штуки, а совсем наоборот.

Ну и последнее, я тут ничего не продаю и не рекламирую, а лишь делюсь личным опытом. JTBD в свое время помог мне в МОЕЙ работе, поэтому я и хочу поделиться этим знанием, только и всего. Если у вас не получилось использовать «работы» и «задачи» клиентов с пользой, то стоит задуматься достаточно ли хорошо вы знаете фреймворк и точно ли проблема в нем, так что предлагаю для начала разобраться с теорией, а потом уже переходить к практике)

На самом деле все не так страшно, а угадывать так вообще не нужно. Есть довольно простой процесс проведения глубинного интервью. Он поможет выяснить как пользователи решают свои задачи.

Более того, не обязательно исследовать своих пользователей, ведь никто не запретит вам опрашивать пользователей конкурентов. Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: разберетесь в задачах и процессах, а также найдите слабые места соперников. С этими знаниями уже можно идти и думать над MVP прорывного продукта.

Как раз о тонкостях проведения подобных исследований планирую рассказать в одной из следующих частей)

Меня тут уже предприниматели шапками закидали, так что положительные отзывы вдвойне приятнее, спасибо!)

Что касается книг, пупупуу… Я вообще не люблю рекомендовать теорию, она ничего не стоит без практики, да и сам не угораю по «профессиональной литературе». Поэтому скажу, что отправной точкой должно быть понимание собственного продукта, как со стороны пользователя, так и со стороны внутренней кухни.

Лично для меня первым шагом стал двухдневный курс от Growth Academy по JTBD (у них, кстати, халявная книга есть на эту тему). Так что рекомендую начать с этого, а дальше погружаться в гибкие методологии (в частности Growth Hacking) и экономический анализ (unit-экономику, финансовые модели и PnL). Главное, чтобы в процессе изучения «щелкнуло» и теория наложилась на практику)

И с вами я тоже согласен, но, опять же, это справедливо для управленцев, а вот до обычных работяг как я, зачастую, стратегия либо не доходит, либо ее вообще толком нет, так что приходится копаться изнутри)

1

Ох, черт, такого я не ожидал, что ж.
Да, согласен с вами, это применимо для управленцев и бизнисменов, когда сам развиваешь продукт с нуля, а вот для наемных сотрудников так не работает. Приходя в компанию наемным сотрудником, ты в продукте не разбираешься, поэтому и не знаешь с чего начать, статья об этом)

2

В целом да, осталось только найти работодателя с сильным арт-директором или лидом, а это, по моему опыту, ой как непросто

Ну все, теперь точно синхронизировались)

1

Да тут, как говорится, хоть горшком назови, пусть это будет и гармоничность, но оцениваться она все равно должна не экспертным мнением, а денежным выхлопом.

Более того, одно время довелось наблюдать со стороны, как работает рынок микрокредитных организаций и то, какие инструменты и визуальный стиль они используют. Признаюсь, для меня было настоящим открытием, что какой-то невнятный, откровенно ужасный недолендос с визуалом прямиком из дветыщитретьего качал больше денег, чем продуманный, хорошо и логично оформленный сайт.

Гармония у каждого своя кароч, кому Стругацкие, а кому жизнеописание Инстасамки подавай, а понять это зачастую только на цифрах можно и работать в итоге придется с тем, что имеешь)