Что известно о рекламном сборе 3%
С 1 апреля 2025 года вступила в силу новая статья 18.2. в закон «О рекламе». В соответствии с ней, распространители интернет-рекламы должны ежеквартально отчислять 3% своих доходов от этого направления деятельности.
Собранные деньги будут направлены на развитие отечественного IT-сектора: ПО для электронных вычислительных машин или баз данных, включенных в специальный реестр.
Все подробности исчисления и оплаты на конец апреля пока не известны. Ожидается, что это будут три устанавливающих документы:
1. Статья 18.2. Закона о рекламе – вступила в силу.
2. Проект постановлений Правительства РФ «Об утверждении Критериев отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных ресурсах в сети «Интернет» – в разработке.
3. Проект постановлений Правительства РФ «Об утверждении особенностей исчисления и уплаты обязательных отчислений, предусмотренных ч.1 ст.18.2. ФЗ «О рекламе» и порядка осуществления мониторинга за полнотой и своевременностью уплаты таких отчислений» – в разработке.
С 1 апреля 2025 года вступила в силу новая статья 18.2. в закон «О рекламе». В соответствии с ней, распространители интернет-рекламы должны ежеквартально отчислять 3% своих доходов от этого направления деятельности.
Сбор за рекламу – это не налог
Курирует исполнение данного закона не ФНС и не ФАС. Ведь отчисления будет рассчитывать, контролировать оплаты и администрировать Роскомнадзор (РКН). Основание для расчета – данные, поступившие из ОРД в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
Кто обязан платить рекламный сбор 3%
Участники цепочки распространению интернет-рекламы:
- Рекламораспространители: владельцы интернет-ресурсов, каналов, пабликов, которые размещают рекламу на своих площадках.
- Операторы рекламных данных, то есть платформы, которые обеспечивают работу рекламной системы – VK Реклама, Яндекс.Директ и др.
- Агентства и посредники: рекламные и маркетинговые агентства, которые размещают интернет-рекламу по поручению заказчиков и у них заключены договоры либо с рекламодателем, либо с агентом, который представляют интересы рекламодателя.
- Любой российский рекламодатель, заключивший договор с иностранным лицом (иностранная организация, иностранный гражданин) на распространение рекламы для потребителей, находящихся на территории РФ.
Кто освобожден от уплаты рекламного сбора
По состоянию на конец апреля 2025 года в статье 18.2. определены три категории-исключения. Это компании, которые освобождаются от уплаты рекламного сбора в 3%. При этом, обратите внимание, освобождаются от выплат сайты, но не социальные сети таких компаний.
Исключения - одна из самых обсуждаемых на сегодняшний день тем, связанных с рекламными сборами. Количество вопросов и ситуаций для разбора растет с каждым днем - рекламный мир гораздо разнообразнее того, как это определили в статье законодатели. Ждем в ближайшее время разъяснений от РКН.
Платежный календарь 2025 года: первые начисления
Отчислять нужно 3% квартального дохода, полученного от распространения онлайн-рекламы. Для посредников — вознаграждения, полученного за квартал.
Сумма дохода будет рассчитываться от выручки. Единственное исключение – за скобками расчета окажутся суммы НДС (что уже учтено при занесении данных маркировки во всех ОРД). В остальных случаях 3% нуюно будет платить со всей суммы, то есть без предварительного вычета суммы налога, например при УСН или самозанятым.
Минфином утвержден код бюджетной классификации для уплаты сборов с поступивших доходов от интернет-рекламы: 096 17 05010 01 6002 180.
Установлены регламентные дедлайны для первого платежа:
30.06.2025 - окончание квартала, за который будет начислен первый сбор
15.08.2025 - РКН разместит свои расчеты в ЛК плательщиков в ЕРИР
25.08.2025 - последний день для согласований и уточнений с РКН по расчетным суммам начислений (строго 10 дней!)
05.09.2025 - крайний срок оплаты по начисленным суммам
Предполагается, что излишне оплаченные суммы можно будет вернуть или зачесть в счет оплат будущих периодов. В случае же неоплаты РКН будет взыскивать рекламный сбор в судебном порядке.
Рекомендации
Чтобы в будущем минимизировать количество вопросов, связанных с исчислением рекламного сбора, проведите полную ревизию вашего ЛК в ЕРИР:
- весь ли комплект подписанных сторонами документов (договор, счет, акт) у вас собран и правильно ли внесены в ОРД их реквизиты - дата и номер;
- все ли цепочки, в которых вы задействованы, корректно собираются и отображаются в системе;
- все ли данные совпадают с цифрами вашего бухучета;
- нет ли дублирования, задвоения актов по каким-то рекламным размещениям;
- корректно ли заполнены поля НДС (наличие НДС, ставка НДС).
Остались вопросы? Нужна консультация?
На канале "Практика рекламы и маркировки в Интернете" разбираем "живые" кейсы, отвечаем на вопросы, помогаем во всем разобраться.
Присоединяйтесь!