Обзор Metale. Единорог. Крипта и оцифровка контента!
Часть 1
Кто сталкивался с криптой хоть раз, скорее всего слышал только про Bitcoin, Ethereum, Dogecoin, Shiba INU, XRP.
Популярность в социальных сетях.
Серьезным экосистемным проектом из этих всех на данный момент является только Ethereum, все остальные имеют крайне маленькую экосистему, которая практически не масштабируется. Конечно на блокчейне биткойна стали появляться какие то NFT проекты, но разобраться там смогут наверное только ГИКИ)
Моя бабушка пользоваться там ничем, точно не сможет
А вот экосистема Эфира растет очень резво, кол-во построенных проектов вокруг этого блокчейна исчисляется уже тысячами. Количество уникальных адресов растет очень быстро и перевалило за отметку в 200 млн.
Для сравнения
Вообщем количество уникальных адресов в сети, является одним из главных параметров для понимания масштабности экосистемы.
"Единорогами являются те, кто создает рынки"
Второй важный параметр - это активность сети, точнее активность пользователей в этой сети. Сколько транзакции они делают, какими продуктами сети пользуются.
Третий важный параметр - это активность и количество разработчиков работающих над блокчейном. Это определяет как быстро сеть готова делать обновления и масштабироваться.
Bitcoin создал рынок блокчейна и децентрализации
Ethereum создал рынок смартконтрактов и DeFi
Binance создал самую крупную по объему торгов биржу и крупную экосистему вокруг нее и сделал комисси в разы дешевле чем на эфире. Так же у Binance самый серьезный инкубатор стартапов.
Сюда добавлю StepN, так как он тоже серьезно пошумел в ру сегменте, но при этом хоть я бы и считал его единорогом, он не смог закрепиться в топ 100, хотя его капитализация в моменте перевалила за 1 млрд $. Они тоже создали рынок фитнеса.
Metale.
Идея Сделать контент свободным и децентрализованным. В данном случае в том формате, который есть сейчас - это книги. Объединить авторов и читателей по всему миру и убрать между ними посредников. Обеспечить авторам более простой доступ к размещению своего творчества в мире ВЭБ3.
У каждой серьезной компании должна быть миссия выходящая за рамки жизни этой компании. К примеру в компании ТАЙОТА планируют на 200-300 лет.
На медвежьем рынке команде удалось привлечь базовые инвестиции в размере 2 млн$ от Tier 3,4 дружественных фондов, так же они выиграли первое место на конкурсе Moar от команды создателей StepN.
Это позволило команде запуститься уже с первой аудиторией, что очень важно для стартапа, что бы тестировать свои гипотезы на маленьком масштабе. В процессе развития команда поняла, что модель Xtoearn, не долговечная и аудитория которая приходит на такой ОФЕР не постоянная.
"Я думаю команда теперь делает акцент больше на идеологию и ценности".
Приложение.
Само приложение сделано довольно качественно, что говорит о том, что над продуктом работает квалифицированная команда. Мне за последние 5 лет в крипте, приходилось видеть огромное кол-во приложений, и я для себя уже составил чек лист по которому оцениваю, конечно же, как обычный пользователь. Есть сотни приложений, которые тормозят, криво работают или вообще не работают на какой то операционной системе. Тут с этим все в порядке.
Так же в приложении сделан DEX
Реализованы пулы ликвидности в парах BNB/RCM, ETH/RCM, ARB/RCM
Обновления.
Один из важных показателей, это частота обновлений. Если обновления в проекте происходят системно, то это значит, что команда плотно работает над продуктом. Как минимум, это говорит о том, что там есть команда)
Частые обновления могут не идти на пользу экономике проекта и его комьюнити, но это побочный DAMAGE. Чем меньше стартап тем чаще в нем могут происходить изменения, так как задача подстраиваться под постоянно изменяющиеся внешние условия.
Приведу пример, если компания крупная и многие процессы отлажены, то увольнение одного или двух сотрудников никак не должно повлиять на компанию. В стартапе уход одного и более сотрудника может очень сильно повлиять на ближайшие планы. И так со многими процессами.
Команда.
Про команду известно мало. Мы знаем только Chari, СЕО и главный разработчик, который пришел в METALE из StepN. Имеет опыт разработки игр более 9 лет. На каком то этапе развития компании, становится важны предпринимательские качества СЕО.
"Быть хорошим разработчиком не равно быть хорошим менеджером, так же как быть хорошим менеджером не равно быть хорошим предпринимателем."
Остальные члены команды остаются анонимными. Но в целом, если ребята пилят децентрализованный сервис, то быть анонимным это не проблема.
Road MAP/дорожная карта
Следование дорожной карте, один из важных показателей. Грамотно написанная дорожная карта говорит о том, что команда понимает на каком рынке она играет, что они его хорошо знают и могут прогнозировать общие тенденции и движения, а значит быть готовы к изменениям и быстро на них реагировать.
В четвертом квартале, 2023 года команда хочет выкатить обновленное приложение V3, которое по их словам будет абсолютно отличать от того, что есть сейчас. В v3 доступ и интеграция автором в приложение должна стать проще, что бы каждый Автор самостоятельно мог взаимодействовать с платформой. С каждой новой версией сервис должен становиться все более децентрализованным. В 2024 году во втором квартале планируют добавить АУДИО и Видео контент. Как это будет реализовано пока не понятно, но если у них все получится, то сервис обещает быть очень масштабным. Прямых конкурентов пока у них нет, ну или мы о них еще не знаем, но у читывая наш опыт в крипте, мы бы уже заметили, что то подобное. Так же в 2024 году выйдет V4, в которой команда планирует улучшение протокола RWA (Real-World Asset), простыми словами будут работать на созданием все большей ценности авторам контента.
Ребрендинг.
С момента запуска приложения прошло около 8 месяцев, и за это время у проекта уже был цикл взлета и падения. Самая первая аудитория которая пришла, по большей части она была настроена на высасывание ликвидности/денег из проекта. За довольно короткий срок, в приложении появились фермы/абузеры, которые высасывали ресурсы из платформы, но при этом пользы они приносили максимально мало. Очень дорогие тостеры получаются)
"На начальном этапе стартап должен быть максимально эффективен."
Токеномика.
Наверное самое важное для принятия решения об инвестициях в активы проекта, так как она показывает сколько монет, когда и кому будут распределены, когда будут разлоки и на что можно расчитывать в ближайшие годы в проекте. Многие не предают токеномике сильного значения, но на мой взгляд, общее понимание рынка и понимание сколько и у кого монет, может дать серьезное преимущество, особенно в спекуляциях.
Токеномика RCM мне не очень интересна, так как там всего 7 млн монет и большая часть находится у команды. Она хочет оставить за собой право влиять на некоторые механики и процессы, через управление монетой RCM, конечно же это не про децентрализацию. RCM - это вообще по логике, технический токен, он нужен, что бы оставался внутри сервиса. Примерно как балы лояльности, только торгующиеся на бирже.
Токеномика:
Общая эмиссия 6 миллиардов токенов.
20% - команда, 20% инвесторы, 60% - комьюнити, то есть если мы следуем децентрализации, то большая часть монет должна быть в руках комьюнити. Это собственно очень круто. Только действительно идейные проекты, топящие за децентрализацию, могут раздать большую часть монет в руки комьюнити. Поскольку еще идут раунды привлечения финансов, то открытой информации о инвесторах и разлоках пока нет.
Партнерства.
"Хочешь быть лучшим, тренируйся с лучшими!"
Иногда что бы определить уровень проекта, нужно просто посмотреть кто с ним заключает партнерства и как много этих партнерств. Если проанализировать многие крупные проекты, то можно увидеть, что на страте у них было заключено очень много партнерств. Хороший пример тут POLYGON он же бывший MATIC, который кстате тоже сделал ребрендинг в процессе своего развития. Polygon заключал примерно по 1 партнерству в неделю и не было признаков того, что он покажет на бал ране, больше всех иксов.
У Metale в партнерах Zksync, Manta Network, Sui, moar и еще множество проектов.У них В Твиттере в постах можно всех посмотреть.
Децентрализация.
В нынешних условиях ужесточений политических отношений, будут вводиться все большие ограничения, на все большие сферы нашей жизни. Будет все больше цензурироваться, что мы наблюдаем например на том же ЮТУБе. Децентрализация может помочь нам решить многие проблемы, если сервис сможет добиться максимального уровня децентрализации, то оказывать на него внешнее влияние будет крайне тяжело. Это даст нам еще какое то время свободы. Именно поэтому идея децентрализованного цифрового контента мне очень близка.
DAO.
Децентрализованная автономная организация. Имано через дао в дальнейшем будет управляться все приложение Metale.
"Очень мало проектов на рынке, которые смогли реализовать полноценное дао, которое будет адекватно работать."
Создание рынка.
На данный момент на рынке нет проектов где которые начали формировать рынок цифрового децентрализованного контента. Этот рынок придутся создавать, и создавать у пользователей потребность и интерес к этому рынку.
Итог.
Я специально не стал лезть в описание интерфейса приложения, так как через 1-2 месяца он возможно поменяется. Но вы можете перейти по ссылке и посмотреть полный гайд по использованию.
Команда не делала никаких публичных продаж НФТ или публичных продаж своего токена, что бы собрать с пользователей денег на разработку. Они пилят продукт на свои + на те инвестиции которые им удалось привлечь в самом начале от Tier3, 4 фондов, что говорит о том, что у них нет задачи собрать по быстрому денег, запилить полу живую MVP, показать пользователям и потом уйти пилить другой продукт и под него искать снова денег.
Вообщем идея выбрана достойная, тем более что рынок очевидно двигается в сторону создания ценности в НФТ, что бы это были не просто джепеги, а за этим что то стояло. Сейчас на конференциях проекты активно стараются привлечь инвестиции от крупных и не очень фондов, но фонды наелись еще в прошлом цикле, проектами у которых слабая идея, или нет готового продукта или нет хороших метрик по которым будет понятна востребованность продукта. Просто так деньги уже не раздают, поэтому если у Metale получится допилить продукт до нужной кондиции, набрать свою базу пользователей, то это будет Единорог.