Как развивается контрактное производство уходовой косметики в России
Один из недавних проектов, выполненных нашей командой, - маркетинговое исследование для строительства завода по производству уходовой косметики в Московском регионе. В результате исследования установлено, что геополитический кризис стимулировал развитие российского косметического рынка, а сегмент контрактного производства активно растет, но спрос все еще превышает предложение.
Рассмотрим более подробно интересные факты рынка уходовой косметики и контрактного производства в России.
Объем рынка косметики увеличивается. Общий объем рынка косметики в 2023 г. составил 950 млрд руб. (+17% к 2022 г.). Рост покупок косметики растет и офлайн (+14%), и онлайн (+19%). До 2022 г. 70–80% всего рынка косметики приходилось на иностранные бренды. К лету 2023 г. их доля снизилась до 68%.
Интерес к отечественной продукции растет, как и количество новых игроков рынка. Около 50% потребителей в России либо полностью перешли на продукцию местных производителей, либо стали чаще ее приобретать, а уровень доверия к косметике российского производства довольно высок: 66% онлайн покупателей и 56% офлайн доверяют ей. На 2023 г. в России зарегистрировано около 700 компаний, выпускающих косметику и парфюмерию, при этом около 100 из них появились за последний год.
Часть сырья стали производить на территории России, однако все компоненты косметики заменить российскими аналогами пока невозможно.
До 2022 г. до 90% сырья импортировалось из-за неразвитости внутреннего производства и специализации некоторых стран на отдельных видах продукции. К концу 2023 г. доля импортного сырья снизилась до 60–70%. Но есть и отрицательные моменты: увеличилась себестоимость продукции на 10-30% из-за переориентации на азиатский рынок, а стоимость тары и упаковки в среднем выросла на 20%.
Производители косметики отмечают, что в России значительно улучшилось производство пептидов, пребиотиков, ПАВ, живого коллагена, а сырье китайского и индийского производства не уступает по качеству европейскому.
Более половины компаний-производителей косметики в России, имеющих собственные производственные мощности, производят косметику на заказ.
Это так называемое контрактное производство, когда компания заказывает производство своей продукции на другом предприятии. Для крупных заказчиков актуальными могут и быть отдельные операции: фасовка готового продукта в упаковку заказчика, изготовление продукции из сырья заказчика, доработка формулы, расширение продуктовой линейки – в этом случае контрактное производство предоставляет компетенции или ресурсы, которых не хватает заказчику. Большинство контрактных производителей предлагает клиентам комплексную поддержку: разработку рецептуры, дизайн упаковки, подбор ингредиентов, помощь в сертификации продукции.
Контрактное производство заместило 2,3 млрд руб. ушедших мировых брендов.
В 2023 г. рынок контрактного производства косметики составил 21 млрд руб., что на 27% больше 2022 г., а его доля в общем объеме производства российской косметики увеличилась с 13% в 2021 г. до 16% в 2023 г. Учитывая такую динамику, объем контрактного производства к 2028 г. может увеличиться до 25 млрд руб.
У контрактного производства косметики большой потенциал. Контрактные производства отмечают, что их загрузка расписана на несколько месяцев вперед, что позволяет предположить, что спрос не удовлетворен. Потенциальная емкость контрактного производства почти в 6 раз выше существующей и составляет 124,2 млрд руб. Новые или небольшие бренды не имеют достаточных ресурсов для создания собственного производства и пользуются услугами контрактных. Переход на собственные производственные мощности является одной из стратегий развития, но не является обязательным: то есть даже при росте оборотов бренд может продолжать использовать контрактные мощности.
Собственная производственная площадка – это дорого. Поэтому многие популярные косметические бренды производят свою продукцию на контрактном производстве. Свое производство выгодно открывать, когда уже налажен процесс и есть стабильность в продажах. По сути, компания может убрать из производственной цепочки посредника.
Основную долю сегмента b2b в контрактном производстве занимают СТМ. Данные СТМ представлены в торговых сетях и на маркетплейсах, а также в дистрибьюторском секторе. При этом контрактное производство увеличилось в 1,5 раза с 2021 г. преимущественно за счет роста спроса на более дешевые СТМ-марки, которые начали развивать многие крупные отраслевые ретейлеры.
Контрактное производство в основном ориентировано на внутренний рынок. Это из-за неудовлетворенного внутреннего спроса и меньших рисков. А расположены крупные игроки контрактного производства косметики в основном в Московском регионе. Расположение в Москве и области является конкурентным преимуществом с точки зрения логистики, наличия широкого перечня мер административной поддержки, доступа к человеческим ресурсам, а с другой стороны, сопряжено с более высокими издержками, например, дорогой арендой.
Продвижение контрактного производства требует меньших маркетинговых бюджетов. По сравнению с рынком уходовой косметики, где наоборот, нужно больше инвестировать в маркетинг, продвижение, открытость, коммуникации, чтобы повышать уровень доверия потребителей, в контрактном производстве сейчас бόльшую роль играют рекомендации.
Основные выводы. Такими образом, можем сделать вывод, что рынок уходовой косметики в России растет, как и доверие покупателей к отечественной продукции. Появление новых косметических брендов и расширение линейки существующих стимулируют рост контрактного производства: выходят новые игроки, у существующих появляется специализация.
Компания ABN Group является надежным партнером и профессионалом своего дела. Если у Вас есть запрос на маркетинговые исследования, в т. ч. нестандартные, обращайтесь за консультацией по ссылке.