Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

В 37-м выпуске рубрики #нашистуденты мы познакомим вас с художницей, чье искусство раскрывает темы женской силы, внутренней опоры и культурной идентичности — Катей Косой. В этом интервью она поделилась своими мыслями о русском культурном коде, страхе не творить, искренности как ценности и приводит список художников, чьи работы «вдохновляют» и «трогают». Катя расскажет, как находит силы для творчества и что вдохновляет её на создание искусства, которое изменяет восприятие.

Хотите узнавать первыми о новых выставках, опен-коллах и возможностях для художников?

Заходите на секретный канал Your art muse.

Там вы найдёте пошаговые инструкции, вдохновение и поддержку, которые помогут вам построить карьеру в искусстве без лишних догадок и хаоса.

1. Представься, пожалуйста. Как нам будет корректно описать область твоей практики? Современная художница, которая…?

Меня зовут Катя Коса, я современная художница, постоянно расширяющая границы своего сознания и стремящаяся обуздать разум, который ставит передо мной все новые и новые вопросы. Через искусство я веду диалог с миром, искренне и открыто выражая свои мысли и чувства

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

2. Расскажи о темах, которые ты раскрываешь в своём искусстве?

На протяжении нескольких лет я работаю с темой женской силы и обретением внутренних опор. Начала я свой путь как современный художник в гнетущий период внутреннего руинирования.. Меня искренне волнует проблематика личностного конфликта женской природы и внешних установок социума. Удивительно, но в век доступной психологии такие вопросы как: «Что может явиться спусковым механизмом саморазрушения? Через что можно обнаружить опору в своей женской природе?» не теряют своей актуальности. Вокруг меня достаточно примеров, когда женщина одинока в своих внутренних обрушениях и ей нужна поддержка. А искусство, как известно, может вылечить душу. Я точно могу сказать, что искусство есть одна из моих точек опор. .

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

3. Как или что побудило тебя погружаться в исследование русской идентичности?

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

В начале, собирая себя по крупицам, я опиралась на призму личного опыта, который помог мне одновременно углубиться в вопрос идентичности и выйти в глобальную тему общечеловеческого понимания самоидентификации и того, как культурный код влияет на личность и общество в целом. Оглядываясь на непростую и вынужденную историю миграции своих предков, я могу смело сказать, что место где мы рождаемся, не всегда является для нас тем самым родным, оно не греет как греют любящие материнские руки. Зов крови очень силен и его надо научиться слушать. Понимание своих корней – это сильнейшая опора для человека.

4. Что для тебя «русский культурный код», о чём он? И есть ли какой-то единый культурный код у нас сегодня?

Я вижу, что культурный код не есть ригидный организм. Мы смотрим на настоящее через обращение и переосмысление нашего наследия и это не всегда какой-то один период из многовековой истории нашей страны, богатой на события. Культурный код имеет свои яркие реперные точки, но они будто совокупность всех прожитых переосмыслений, которые доступны для нас сейчас. Это и орнаменты и образы из сказок, и история костюмов, музыки и так далее. Да что уж там, например, хтонь для каждого поколения своя собственная. Для меня хтонь это ни разу не образ панелек, как сейчас ее массово подсвечивают, а образ бабы-Яги из наших русских сказок. Если вспомнить непростую историю нашей страны, то безусловно, наш культурный код не единожды проживал влияния других культур. Отсюда, данный вопрос очень глубокий и достоин долгих размышлений.

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

5. Есть ли стереотипы о русской культуре, которые тебя раздражают?

Раздражающих нет, потому что заблуждаться каждый в праве столько, сколько ему угодно. Но я не единожды слышала, что мы слишком суровые. У нас даже понятие «друг» надо заслужить. На что я всегда смеясь отвечаю: «А ты что думал, в сказку попал? Прежде чем в дом мой войти, вначале ноги вытри, потом руки вымой, в минуты радости и печали себя настоящего прояви, а потом уже будем решать годен в друзья или нет». И мне действительно безразлично, нравится такой подход кому-то или нет. Избирательность прекрасная черта. За ней кроется подлинная искренность и сердце, умеющее любить.

6. Как ты думаешь, в чём сегодня самая большая сложность для авторов, кто развивает идеи исследования русской национальной идентичности?

Уйти в откровенную шаблонность. Остаться заложником ярких и всем известных образов, которые могут затмить ту бездну смыслов, что пытается раскрыть автор.

7. Как бы ты обозначила миссию себя как художника? И миссию твоего искусства.

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

Миссия моего искусства… звучит так громко. Можно сказать, высокопарно. Я просто хочу творить, даже когда не остается сил. Вопреки. Собственно, так сейчас и происходит. Мой большой страх всех страхов, это не иметь возможности творить. Если искусство стало для меня серьезной опорой, оно точно может стать опорой кому-то еще. Я искренне в это верю.

8. Есть ли авторы, кто вдохновляет тебя в твоей теме?

Безусловно, обретя для себя культурный код как опору, я нырнула в эту тему «здесь сейчас». Многие отдельно взятые произведения разных авторов пробуждает мой интерес. Я осознанно не замыкаю свое внимание только на авторах, что работают с данной темой. Но точно могу сказать, что искусство Ульяны Подкорытовой, Анастасии Прибельской, невероятные акварели Лизы Волгиной меня трогают. Например недавно, на выставке «Свояси» открыла для себя искусство Натальи Рожковой, Анны Филипповой, Кузнецовой Елены и многих других. А! Погодите! Меня всегда «мурашит» искусство Sasha Palm. Я даже не могу выделить что мне нравится больше или меньше из того что она делает. Тотальная любовь со мной случилась в сторону ее искусства.

Катя Коса и Sasha Palm
Катя Коса и Sasha Palm

9. Какие ближайшие планы? Какую стратегию ты для себя выбрала по итогам программы?

Реализовать наконец свой проект как сольную выставку «Заплетая косы, расплетала смыслы». Можно еще попутно мир захватить, не обязательно именно с этим проектом. А там как пойдет. (Сейчас на моем лице ироничная улыбка)

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

10. Была ли тебе полезна наша программа и, если да, то чем?

Безусловно да. Я действительно, слишком долго не могла подступиться к реализации проекта «Заплетая косы, расплетала смыслы», который за год до прохождения программы пришел ко мне неистовым потоком одномоментно в ночь. Мне была необходима долгая и вдумчивая распаковка многих внутренних вопросов. Ответы найдены, пора действовать. Теперь я наконец-то поняла почему мне всю дорогу было тесно в понятно/красивом/интерьерном. Сейчас есть ясное понимание в чем отличие пути коммерческого художника и институционального. Оба пути прекрасны.

Заплетая косы, расплетала смыслы. Интервью с художницей Катей Коса.

11. Что бы ты посоветовала авторам, кто только начинает путь в искусстве?

Кто рожден создавать искусства, иначе жить не сможет. Творческие люди обладают тонкой чувствительностью и ранимостью, поэтому хочу поделиться своим наблюдением, ставшим для меня фактом: никто не обязан вас поддерживать, даже близкие. Никто. Ищите опору в себе. И точка. Если рядом есть тот, кто вас поддерживает — искренне благодарите! Вам действительно повезло. Лучший выбор, который вы можете сделать для себя — это НЕ СДАВАТЬСЯ! Выбирайте себя и продолжайте двигаться вперёд. Я однажды предала себя, и это меня испепелило — мне это не понравилось. Творите, ведь вы сами выбрали проявляться именно так в этом мире.

Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник.

Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты».

На бесплатном мини-курсе:

🟣 Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.

🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения

🟣 Поймете, как формируются цены на работы.

🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.

🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.

Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!

Полезные материалы для чтения:

1
1
1
Начать дискуссию