10 значимых произведений современного искусства на тему экологии.
Вопросы экологии — один из центральных сюжетов современного искусства. Художники по всему миру используют самые разные материалы, формы и медиумы, чтобы визуализировать климатические риски, утрату ландшафтов, вмешательство человека в природу и пути взаимодействия с окружающей средой. Эти произведения не просто затрагивают чувства зрителя — они становятся частью глобального разговора о будущем.
В этом материале — десять выдающихся примеров того, как современное искусство может говорить об экологии тонко, мощно и глубоко. Эта подборка — часть рубрики #насмотренность: для тех, кто строит практику, работает с темой или просто ищет вдохновение.
Хотите узнавать первыми о новых выставках, опен-коллах и возможностях для художников?
Заходите на секретный канал Your art muse.
Там вы найдёте пошаговые инструкции, вдохновение и поддержку, которые помогут вам построить карьеру в искусстве без лишних догадок и хаоса.
Оглавление
- Olafur Eliasson — Ice Watch (2014)
- Bianca Bondi — The Sacred Spring (2019)
- John Gerrard — Western Flag (2017)
- Allora & Calzadilla — Puerto Rican Light (2015)
- Cristina Iglesias — Vegetation Room X (2002)
- Agnes Denes — Wheatfield — A Confrontation (1982)
- Joseph Beuys — 7000 Oaks (1982–1987)
- Christo and Jeanne-Claude — Surrounded Islands (1983)
- Ugo Rondinone — Seven Magic Mountains (2016)
- Walter De Maria — The Lightning Field (1977)
- Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник
1. Olafur Eliasson — Ice Watch (2014)
Одна из самых обсуждаемых инсталляций последних лет. В 2014 году исландско-датский художник Олафур Элиассон вместе с геологом Миником Росингом привёз с побережья Гренландии 12 тающих айсбергов и расположил их в форме циферблата часов в центре Копенгагена, а позже — в Париже и Лондоне.
Идея проста и сильна: лед тает у зрителя на глазах. Ты видишь, слышишь и ощущаешь, как исчезает что-то древнее, что-то, что формировалось тысячелетиями. Это не просто образ — это документ и предупреждение. Ice Watch стала символом климатического неравнодушия и визуальным напоминанием о реальности изменений, происходящих здесь и сейчас.
2. Bianca Bondi — The Sacred Spring (2019)
Французско-южноафриканская художница Бианка Бонди создала алхимический микромир, показанный на 15-й Лионской биеннале. Инсталляция представляет собой стол и бытовые объекты, «заражённые» кристаллизацией — солью, медью, оксидами, реагентами, образующими мириады новых форм.
Это пространство работает на грани магии и токсичности: мы как будто находимся внутри постэкологической эпохи, в месте, где природа и химия переплелись до неузнаваемости. Инсталляция отсылает к загрязнённым источникам воды, разрушенным ритуалам, и хрупкости живой среды.
3. John Gerrard — Western Flag (2017)
Анимация, транслировавшаяся в Лос-Анджелесе и на Frieze Art Fair, представляет бесконечно развевающийся флаг из чёрного дыма — на месте первой нефтяной скважины в Техасе, где началась история массовой добычи углеводородов.
Этот «флаг» не существует физически, но он реален своей метафорической мощью. Он подчёркивает: невидимая углеродная угроза висит над планетой как знамя. Джеррард делает цифровую работу политическим жестом — и одним из самых ярких высказываний о климатической катастрофе в медиаискусстве.
4. Allora & Calzadilla — Puerto Rican Light (Cueva Vientos)(2015)
Художественный дуэт перенёс неоновую надпись "Puerto Rican Light", созданную Дэном Флавином в 1965 году, в пещеру на южном побережье Пуэрто-Рико. Светильник работает от солнечной энергии — автономно, вне электросети.
Инсталляция не только про свет и природу. Это комментарий о культурной независимости, колониальной истории, уязвимости островов, экологической устойчивости. Переместив произведение искусства в дикую среду и обеспечив его энергией солнца, художники создали поэтичный и политичный жест.
5. Cristina Iglesias — Vegetation Room X (2002)
Испанская художница создала бетонную комнату, имитирующую чащу леса. Панели, похожие на густую листву, погружают зрителя в ощущение замкнутого и одновременно живого пространства.
Это архитектурное высказывание — о границах между цивилизацией и природой, о попытке воссоздать утраченную органику в искусственной форме. Инсталляция то ли убежище, то ли саркофаг, то ли память о лесах, которых уже нет.
6. Agnes Denes — Wheatfield — A Confrontation (1982)
Два акра пшеницы, выращенных прямо на Манхэттене у Всемирного торгового центра. В сердце финансового центра художница сажает зерно — символ продовольствия, земли, труда.
Это одна из самых известных эко-работ XX века. Она подчёркивает абсурдность распределения ресурсов, угрожающую продовольственную нестабильность и обесценивание природы в экономике мегаполисов. И при этом — прекрасна своей простотой.
7. Joseph Beuys — 7000 Oaks (1982–1987)
Проект немецкого художника, реализованный в рамках Documenta 7: посадка 7000 дубов по всему городу Кассель, каждый сопровождается базальтовым камнем.
Это «социальная скульптура» — идея Бойса, где искусство перестаёт быть объектом и становится процессом, актом трансформации среды и сознания. Деревья, растущие десятилетиями, — форма протеста, заботы и политической надежды.
8. Christo and Jeanne-Claude — Surrounded Islands (1983)
Художники обернули 11 островов во флоридской бухте Бискейн ярко-розовой тканью, создав масштабную временную инсталляцию. Подготовка заняла три года и включала очистку береговой линии от мусора и координацию с экологами.
Этот проект — визуальный праздник и экологический манифест одновременно. Он доказывает, что искусство может быть масштабным, временным и при этом благотворным для среды, в которой оно возникает.
9. Ugo Rondinone — Seven Magic Mountains (2016)
Монументальная инсталляция в пустыне Невады — семь башен из валунов, выкрашенных в неоновые цвета. Они возвышаются среди сухого пейзажа как маркеры абсурдной красоты.
Работа балансирует между природой и искусственностью, между древними камнями и эстетикой поп-культуры. Это столкновение природного ландшафта с визуальной агрессией города — но и возможность увидеть красоту там, где её не ждёшь.
10. Walter De Maria — The Lightning Field (1977)
В пустыне Нью-Мексико стоит поле из 400 металлических штырей, расставленных по строгой сетке на квадратной миле. Они ловят молнии, взаимодействуют с ветром, тенью, солнцем.
Это не просто инсталляция, это пространственно-временной опыт. Чтобы увидеть её, нужно провести там ночь. Эта работа — о природе как процессе, энергии как явлении и искусстве как способе быть рядом с настоящим миром.
Заключение
Художники давно вышли за рамки галерей и музеев, чтобы вступить в диалог с окружающей средой. Их работы становятся метафорами, предупреждениями, актами заботы и сопротивления. Экология в искусстве — не тренд, а необходимость.
Какие произведения вас задели больше всего? А какие мы обязательно должны включить в часть 2 этой подборки? Пишите в комментариях — #насмотренность продолжается.
Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник.
Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты».
На бесплатном мини-курсе вы:
🟣Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.
🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения
🟣 Поймете, как формируются цены на работы.
🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.
🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!
Полезные материалы для чтения: