В Подмосковье стартовал фестиваль паблик-арта «Заповедное» под открытым небом.
С 9 июля 2025 года территория музея-заповедника «Горки Ленинские» стала площадкой для фестиваля современного искусства «Заповедное» — масштабного паблик-арт проекта, где художники взаимодействуют с природным ландшафтом не как с фоном, а как с полноправным соавтором.
Более 40 участников из России и других стран разместили свои объекты и перформативные практики в разных точках музейного пространства: в лесах и на полянах, у воды, в бывших конюшнях, на склонах холмов. Фестиваль продлится до 28 сентября и уже стал одним из ключевых летних арт-событий региона.
Хотите узнавать первыми о новых выставках, опен-коллах и возможностях для художников?Заходите на секретный канал Your art muse.
Там вы найдёте пошаговые инструкции, вдохновение и поддержку, которые помогут вам построить карьеру в искусстве без лишних догадок и хаоса.
Оглавление
- Что такое фестиваль «Заповедное»
- Главная идея: искусство как форма экологического мышления
- Как устроено пространство фестиваля
- Подход художников: site-specific, органичность, временность
- Как взаимодействовать с работами
- Почему «Заповедное» важно сейчас
- Практическая информация
- Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник.
1. Что такое фестиваль «Заповедное»
Фестиваль проходит на территории музея-заповедника «Горки Ленинские» в Подмосковье и объединяет более 40 художников и групп, работающих с темой природы, ландшафта и телесного присутствия. Все работы созданы специально для фестиваля и размещены в естественной среде: среди деревьев, на лугах, у воды, в исторических постройках.
Формат — не выставка, а маршрут: зритель идёт, ищет, вслушивается, вглядывается. Карта помогает ориентироваться, но путь можно выстраивать самостоятельно. Это медленный опыт — без суеты, с погружением в атмосферу и пространство.
2. Главная идея: искусство как форма экологического мышления
Кураторская команда (включая Александру Новожилову, Ксению Малич, Олега Курякина и других) выстраивает фестиваль не как арт-шоу, а как попытку переосмыслить сам принцип работы с пространством. Здесь нет стремления «удивить» или «выставить». Есть задача — услышать природу и вступить с ней в тонкий, уважительный диалог.
Работы не стремятся быть центром внимания. Напротив — они требуют внимательности. Некоторые сливаются с ландшафтом, другие исчезают под дождём. Это не объект, а процесс. Не артефакт, а жест.
3. Как устроено пространство фестиваля
Маршрут проходит по разным зонам заповедника:
- лесные тропы и просеки
- пруды и берега
- поляны, скрытые от главных дорог
- исторические хозяйственные постройки
- открытые пространства и теневые зоны
Инсталляции вписаны в пространство так, чтобы не нарушать его ритм. Зритель может идти по карте, а может выбирать свой путь. Важна не только точка, где стоит работа, но и путь к ней — это часть замысла.
4. Подход художников: site-specific, органичность, временность
Все работы создавались как site-specific: под конкретную локацию, с учётом её рельефа, света, звуков, растительности. Многие художники использовали природные материалы: древесину, ткань, землю, камни. Некоторые инсталляции будут разрушаться или меняться со временем — выгорать на солнце, стираться дождём, исчезать в траве.
Это не арт-объекты в привычном смысле, а жесты и процессы, в которых важна не форма, а взаимодействие. Искусство здесь не про вечность, а про вовлечённость и настоящее.
5. Как взаимодействовать с работами
«Заповедное» предлагает зрителю не просто «смотреть», а входить в контакт:
- идти пешком, позволяя себе замедление
- останавливаться, слушать, нюхать, присаживаться
- быть участником, если дело касается перформансов
- впитывать атмосферу, не ожидая понятного «посыла»
- возвращаться — в работах много деталей, они открываются со временем
Некоторые объекты звучат. Некоторые реагируют на движение. Другие просто — есть. Фестиваль не требует толкований. Он предлагает присутствие.
6.Почему фестиваль важен и уникален
Сегодня, когда искусство часто становится инструментом для продвижения, фестиваль «Заповедное» возвращает его к исходной точке — к вниманию, телу, среде. Здесь нет экрана. Нет продаваемых объектов. Нет диктатуры смыслов.
Это редкий проект, в котором художественная практика не противопоставляется природе, а становится её продолжением. Это форма нового этического мышления — не агрессивного, а чуткого, не «индустрии», а рефлексии.
7. Практическая информация
Где: Музей-заповедник «Горки Ленинские», Московская область 📅 Когда: 9 июля — 28 сентября 2025
Время работы: пятница–воскресенье, 12:00–22:00 🎟
Билеты: от 1000 ₽ (есть льготы для студентов, пенсионеров и семей) Сайт фестиваля: zapovednoe-art.ru
Совет: наденьте удобную обувь, возьмите воду, антикомариное средство и хорошее настроение. Это прогулка, которую вы запомните надолго.
Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник.
Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты».
На бесплатном мини-курсе:
🟣 Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.
🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения
🟣 Поймете, как формируются цены на работы.
🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.
🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!