Современный портрет: как художники заново осмысляют лицо человека.
Портрет — один из самых древних жанров в искусстве. Но именно сегодня он переживает новое рождение. Почему художники вновь обращаются к лицу, и как современное искусство помогает по-новому взглянуть на человека?
Почему мы снова смотрим на лицо
Каждый день мы видим сотни лиц: в сторис, кружочках, на обложках и в лентах. Но чем больше их становится, тем меньше мы их замечаем. Всё сливается в поток. На этом фоне портрет — жанр с тысячелетней историей — вдруг становится актуальным как никогда. Он помогает замедлиться, всмотреться, вспомнить, что за каждым лицом — человек.
Современные художники используют портрет не как способ фиксации внешности, а как инструмент исследования: что делает нас собой, как меняется наше восприятие, где грань между личным и коллективным образом. Это уже не просто визуальное сходство — это память, жест, интонация, внутреннее состояние.
Хотите узнавать первыми о новых выставках, опен-коллах и возможностях для художников?Заходите на секретный канал Your art muse.
Там вы найдёте пошаговые инструкции, вдохновение и поддержку, которые помогут вам построить карьеру в искусстве без лишних догадок и хаоса.
Оглавление
- Портрет как ритуал: Елена Филаретова
- Портрет как память: Саша Кокачева
- Портрет как хроника: Руслан Поланин
- Портрет как коллективный образ: Мика Плутицкая
- Портрет в институциях: галереи и кураторские высказывания
- Почему портрет снова с нами
- Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник
1. Портрет как ритуал
Елена Филаретова
Серию «Портрет» Елена начала в 2018 году — каждый день она рисовала себя в студии, пока спал её новорождённый ребёнок. Без детализации, без попытки «поймать сходство» — только состояние, сиюминутная эмоция, форма настроения. Так родился визуальный дневник, где каждое изображение — это срез внутреннего ощущения.
Позднее эта практика переросла в серию «Распознавание»: художница пишет портреты, в которых лицо почти невозможно узнать. Черты размыты, но при этом каждый зритель находит что-то своё — благодаря эффекту парейдолии, когда в абстрактном пятне мы видим лицо. Здесь нет объективного сходства, но есть эмоциональное узнавание. Это портрет, который работает не глазами, а памятью.
2. Портрет как память
Саша Кокачева
Работы Кокачевой похожи на старые, выцветшие фотографии, в которых человек — это не фигура, а ощущение. Она работает с темой ускользающей памяти, стирающихся образов, личных архивов. На её полотнах нет чётких черт, но есть узнаваемое настроение: как будто ты вспоминаешь кого-то важного, но уже не можешь точно представить его лицо.
Такая живопись — не про факт, а про след. Не про «я», а про «мы». И именно это «мы» откликается в поколении, выросшем в эпоху VHS, кассетных фотоаппаратов, потёртых альбомов. Мы помним не лица, а джинсовую куртку, разворот головы, свет из окна. И художница умеет передать именно это.
3. Портрет как хроника
Руслан Поланин
Инсталляция «Призраки эмиграции» — десять телеграм-кружочков, записанных на фронтальную камеру. Видеодневник художника, который говорит о разлуке, тревоге, одиночестве. Это и хроника, и вымысел, и документ — всё сразу. Становится неважно, где заканчивается реальность: портрет возникает из самой интонации, голоса, взгляда в камеру.
Вторая часть проекта — «портреты-призраки» тех, кто тоже когда-то уехал. Фигуры проступают на стенах, будто разводы, будто лица из прошлого. И вся работа — это разговор между личной болью и исторической памятью.
4. Портрет как коллективный образ
Мика Плутицкая
Сто акварелей одной и той же героини — Алисы Селезнёвой. Но каждый раз — чуть другая. Плутицкая создаёт не портрет, а миф, коллективную память о девочке, которой «ничего не случилось». Через повторение и вариации она говорит о поколении: о нас, о тех, кто рос в 90-е, кто до сих пор учится быть собой.
В какой-то момент художница обнаруживает: одна из нарисованных Алис — это она сама в детстве. И тогда серия становится автопортретом, созданным из фрагментов чужих и своих воспоминаний. Это образ, в котором узнают себя тысячи.
5. Портрет в институциях
Выставки и галереи
Портрет — это не только камерная практика, но и институциональный жест. Выставки в галереях и музеях возвращают нас к разговору о личности, обществе и времени.
Например, в галерее Jessica проект «Я не плохая — меня так нарисовали» показал один и тот же образ — девушку Джессику — глазами двадцати художников. А выставка «Persona» в галерее Алины Пинской собрала размышления о социальной маске, которую человек надевает, чтобы соответствовать.
Портрет остаётся самым простым и честным способом говорить о человеке. И каждый куратор по-своему раскрывает этот потенциал: через тему идентичности, мифа, трансформации взгляда.
6. Почему портрет снова с нами
Мы живём в эпоху визуального переизбытка. Смотрим, листаем, скроллим — и перестаём видеть. Портрет возвращает нам навык вглядываться. Он помогает почувствовать другого человека и — через это — лучше понять себя. В портрете нет случайности: он всегда обращён к кому-то. И именно поэтому остаётся актуальным.
Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник.
Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты».
На бесплатном мини-курсе:
🟣 Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.
🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения
🟣 Поймете, как формируются цены на работы.
🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.
🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!