Пять музеев современного искусства, которые откроются этой осенью.
Осень традиционно становится временем, когда арт-сцена переживает новый подъём: стартуют крупные выставки, аукционы бьют рекорды, открываются новые институции. В 2025 году зрителей ждут сразу пять знаковых музеев современного искусства, которые откроют двери в Москве, Алма-Ате, Париже и Нью-Йорке. Каждый из них по-своему расширяет карту современного искусства, сохраняя память, создавая новые пространства для диалога и задавая тон будущем.
Хотите узнавать первыми о новых выставках, опен-коллах и возможностях для художников?Заходите на секретный канал Your art muse.
Там вы найдёте пошаговые инструкции, вдохновение и поддержку, которые помогут вам построить карьеру в искусстве без лишних догадок и хаоса.
Музейный центр «Масловка. Городок художников», Москва.
Москва получает музей, который возвращает к истокам художественной жизни XX века. «Масловка» — легендарный район, где в 1930-е годы возникла арт-коммуна, уникальная по масштабу и духу. Пять домов, около 150 мастерских, жильё для художников, атмосфера эксперимента и свободы — здесь творили Татлин и Лабас, Пименов и Коржев, Штеренберг и Сидур. Коллекционер и профессор Василий Демин больше пятнадцати лет изучал историю Масловки, собирал произведения, документы, воспоминания, и сегодня его собрание насчитывает свыше четырёхсот работ. В новом музее они обретают дом, который сохраняет атмосферу тех мастерских: аутентичный паркет, бетонные перекрытия, ощущение сопричастности к прошлому. Первая выставка с символическим названием «(Не)видимый город М.» объединит около сотни произведений и артефактов пятидесяти художников, от Сергея Герасимова и Татьяны Назаренко до Юрия Пименова и Ольги Булгаковой. Музей не ограничивается экспозицией — он задуман как место диалога, где будут работать кураторская школа, лекции и авторские экскурсии. 19 сентября «Масловка» откроет двери для всех, кто хочет увидеть, как прошлое советского искусства обретает новое дыхание в современности.
Almaty Museum of Arts, Алма-Ата.
В Алма-Ате этой осенью откроется первый в Центральной Азии частный музей современного искусства международного масштаба. Его создатель, коллекционер и меценат Нурлан Смагулов, задумал проект как культурный центр, способный вывести искусство региона в глобальный контекст. Архитекторы Chapman Taylor вместе с Lord Cultural Resources создали здание с просторными залами, атриумами, библиотекой, рестораном и арт-парком — пространство, где встречаются современная архитектура и казахские традиции. В собрании музея более семисот произведений: здесь соседствуют Ансельм Кифер и Фернан Леже, Ричард Серра и Йинку Шонибаре, казахстанские художники и мастера Центральной Азии. Первая выставка под названием Qonaqtar станет своего рода историей становления современного искусства региона, а открытие музея пройдёт в формате фестиваля с перформансами, поэтическими чтениями и встречами. В условиях, когда культурная карта Центральной Азии только начинает обретать глобальную видимость, Almaty Museum of Arts обещает стать площадкой, способной изменить восприятие региона в мировом контексте.
Фонд Cartier, Париж.
К своему сорокалетию Фонд Cartier возвращается в сердце Парижа, заняв историческое здание XIX века на площади Пале-Рояль. Реконструкцию вновь доверили Жану Нувелю, и архитектурный замысел обещает превратить особняк в динамичное пространство с трансформируемыми выставочными платформами. Это уже третья «жизнь» фонда, и каждая связана с новаторством: именно здесь впервые в Европе показывали Такаси Мураками и Сару Зе, а архитектурные эксперименты самого Нувеля с прозрачными стенами изменили представление о музейном пространстве. Сегодня фонду предстоит стать третьим крупным центром современного искусства на правом берегу Сены — рядом с Коллекцией Пино и Центром Помпиду. Первая выставка в новом доме будет панорамой из собственной коллекции: около 4,5 тысяч произведений пятисот художников, включая Мэтью Барни и Ай Вэйвэя. Открытие запланировано на 25 октября и уже воспринимается как одно из главных культурных событий Парижа.
Studio Museum, Гарлем, Нью-Йорк.
Гарлемский Studio Museum давно стал символом афроамериканского искусства, и этой осенью он открывает новый семиэтажный дом, спроектированный бюро Adjaye Associates. С 1968 года музей собрал коллекцию из более чем девяти тысяч произведений восьмисот художников — от классиков XX века до Рашида Джонсона, Джули Мерету и Симоны Ли. Его миссия всегда заключалась в том, чтобы дать видимость и голос афроамериканским художникам, и новое здание лишь усиливает эту задачу. Первой выставкой станет ретроспектива Тома Ллойда, пионера абстрактного искусства и технологий своего времени. В обновлённых залах также будут показаны знаковые произведения коллекции: флаг Дэвида Хэммонса, неоновая скульптура Гленна Лигона, посвящённая Мухаммеду Али, и «Радостные тайны» Хьюстона Конвилла — капсулы времени, которые откроют лишь в 2034 году. Открытие назначено на 15 ноября и обещает стать не просто выставкой, а культурным жестом, фиксирующим важность афроамериканского искусства в мировой истории.
Новый музей, Нью-Йорк.
Один из самых смелых музеев Нью-Йорка возвращается после трёхлетней реконструкции. Новый музей, открывшийся в 2007 году, всегда был площадкой для экспериментов, где впервые заговорили о Восточной Европе и постсоветском пространстве, а теперь получил второе дыхание. К зданию-пиррамиде SANAA добавили семиэтажную пристройку, созданную бюро OMA совместно с Cooper Robertson. Пространство выросло почти вдвое и теперь включает не только выставочные залы, но и мастерские, а также инкубатор New Inc, соединяющий искусство и технологии. Первая выставка в обновлённом музее носит символичное название «Новые люди. Воспоминания о будущем» и объединяет 150 художников — от Пикассо и Бэкона до Герхарда Рихтера и Сиприена Гайяра. Специально для фасада, площади и атриума созданы три новые инсталляции Чабалалы Селф, Сары Лукас и Клары Хоснедловой. Музей откроется в ноябре и обещает стать не просто продолжением традиции, а новой точкой отсчёта для арт-сцены Нью-Йорка.
Этой осенью пять музеев современного искусства по всему миру определяют новые координаты культурной карты. Москва возвращает память арт-коммуны, Алма-Ата заявляет о региональном искусстве на глобальном уровне, Париж укрепляет статус столицы мирового искусства, а Нью-Йорк сразу двумя проектами подтверждает свою роль центра инноваций. Каждый из этих музеев — это не просто здание и коллекция, а жест, который формирует будущее искусства и приглашает зрителя к диалогу.
Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник.
Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты».
На бесплатном мини-курсе вы:
🟣Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.
🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения
🟣 Поймете, как формируются цены на работы.
🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.
🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!