Цифровизация Германии. Часть 2. Мобильное приложение
Итак, после создания обновлённого веб-сайта следующим шагом цифровизации немецкой компании стала публикация мобильного приложения в App Store и Google Play.
В предыдущих статьях:
Зачем языковой школе мобильное приложение?
1. Доступность
Сегодня смартфон есть у каждого из нас, а вот компьютер — нет. Но даже если бы люди обладали всеми возможными девайсами, то с собой они бы их, как правило, не носили. В отличие от смартфона, с которым мы никогда не расстаёмся. А значит, мы в любую минуту можем загуглить, изучить и купить то, что нас внезапно заинтересовало. Именно на мобильные телефоны приходится около 95% просмотров нашего сайта сейчас. И именно телефон бы использовался для доступа к учебной платформе, которую мы задумали для большего погружения студентов в рабочий процесс.
2. Функциональность
Безусловно, мобильное приложение имеет безграничные возможности в сравнении с сайтом, разработанным на Tilda. Его можно дополнять всё новыми и новыми фичами, которые либо доступны только на сайтах, написанных вручную, либо не доступны вообще. Те же Push-уведомления и разные датчики не получится задействовать на сайте компании. А тут — пожалуйста.
3. Ещё один канал продаж
В отличие от сайта, приложение на смартфоне постоянно в поле зрения и с большей вероятностью будет регулярно открываться. Оно присылает Push-уведомления, подталкивая клиента к покупкам, о которых он даже не думал.
4. Адаптивность под смартфон
Какой бы хорошей ни была мобильная версия сайта на Tilda или любой другой платформе, она всегда будет проигрывать в удобстве и скорости работы качественной аппликации. Дизайн любого приложения делается под маленький экран телефона с расчётом на использование одной рукой. Поэтому, например, табы основного меню находятся внизу. Вы должны легко дотягиваться до них большим пальцем. А переключение между экранами работает молниеносно по сравнению с загрузкой новых веб-страниц.
5. Статус
В сегодняшнем мире если у вашей компании нет веб-сайта, то вашей компании не существует. А если у компании нет приложения, то к ней относятся с меньшим доверием. Даже если на самом деле вся компания состоит только из одного индивидуального предпринимателя, наличие красивого и функционального мобильного приложения придаёт ей веса. Зачастую потребитель рассуждает следующим образом: "Мобильные приложения — это сложная и дорогая вещь. Если бизнес создал своё полноценное приложение, то у него есть деньги. Стало быть, он на рынке всерьёз и надолго". Такая банальная вещь, как присутствие в сторах, повышает лояльность клиентов и вызывает больше доверия на фоне конкурентов. В то же время наличие в App Store страшного, бесполезного или давно заброшенного проекта скорее вызывает у потребителя отторжение. Поэтому если делать, то делать хорошо.
А какие минусы у мобильного приложения?
1. Долгая разработка
Самый спорный пункт. Конечно, сегодня хороший App делается в разы быстрее, чем это было ещё пять лет назад. Больше никаких разработок длиной в год. Нет необходимости набирать целую команду высокооплачиваемых специалистов, от дизайнера до проджект-менеджера. Всё может сделать один опытный разработчик за несколько недель и бюджет, равный одной хорошей зарплате.
Но, с другой стороны, разработка приложения всегда дольше, дороже и сложнее разработки сайта с тем же функционалом. Банально потому, что сайт — это база, и его может Вам сделать любой школьник. Конечно, в 2025 году приложение тоже может сделать школьник, но пока не любой. Всё-таки порог входа в мобильной разработке выше, и на рынке всё ещё мало специалистов, способных сделать хороший продукт. Даже с учётом широкого распространения low-code, no-code и vibe-coding дефицит кадров сохраняется.
Поэтому всегда стоит помнить, что мобильная версия сайта приоритетнее и быстрее в реализации, чем приложение с тем же функционалом.
2. Необходимость в квалифицированной поддержке
Многие заказчики забывают о том, что любой проект необходимо поддерживать после публикации. Им кажется, что как только приложение стало доступным в магазинах, можно больше ничего не делать. Но, за очень редким исключением, Вам понадобится постоянная поддержка. Кто-то должен постоянно исправлять баги, добавлять новый функционал и публиковать регулярные обновления. Конечно, этим кем-то должен быть изначальный разработчик. Просто потому, что он знает свой проект как никто другой. Любой разработчик ненавидит доделывать чужие проекты. Потому что большая часть времени уходит на то, чтобы разобраться, что тут вообще происходит. И очень повезёт, если твой предшественник был организованным, любил порядок и систематичность. Везёт, к сожалению, редко.
Если помните, в предыдущей статье я говорил, что одной из причин выбора Tilda в качестве платформы для разработки сайта была её простота и возможность в будущем делегировать поддержку кому угодно. В отличие от сайта, собранного на Tilda, проект мобильного приложения уже не передашь человеку со стороны. На чём бы вы его ни создали. Хоть на FlutterFlow, хоть на AppMaster, хоть на Lovable. Для человека, не погружённого в тему мобильных приложений, это будет немногим легче классического кодинга. Проект 100% остановится в развитии, если не будет сломан сразу.
3. Сложности при публикации
Те, кто опубликовал хоть один проект в App Store и Google Play, знают, что это отдельное удовольствие.
Во-первых, иногда пройти модерацию бывает дико трудно. В ходе проверки могут требовать строгого соблюдения гайдлайнов, которые не хочет видеть заказчик или на которые закрывали глаза прошлые 10 раз, а теперь внезапно блокируют обновление. Могут сказать, что дизайн напоминает конкурента, функционал недостаточный или излишний, запросить подтверждение авторских прав, придраться к политике конфиденциальности и так далее. В общем, приходится спорить, переделывать, изобретать костыли и разные хитрости, чтобы пройти модерацию. Причём трудности попеременно возникают то с Apple, то с Google. Рекорд моих мучений был около 2–3 месяцев при публикации одного приложения в Apple. Хотя оно же было опубликовано в Google в первый же день. Но стоит признать, что чаще всего мои проекты попадали в магазины уже через несколько часов после отправки.
Во-вторых, личные кабинеты разработчика — это не самые удобные и очевидные в использовании платформы. В особенности Google Play Console, где чёрт ногу сломит после каждого обновления. Даже опубликовав десятки проектов, я каждый раз как в первый перебираю разные настройки в поисках нужной. Или они переезжают с места на место, или путь к ним супернеочевидный. В плане UX/UI хуже, чем Google, только Meta.
Всё это можно назвать дополнением к предыдущим минусам. Выход на рынок может непредсказуемо затянуться из-за трудностей с публикацией, а зарелизить проект может только знающий человек.
4. Трудности в привлечение новых пользователей
Очень недооценённая проблема среди заказчиков. Как мотивировать человека установить приложение и не удалять его? В отличие от сайтов, которые мы часто посещаем лишь один раз в жизни по конкретной необходимости, мобильными приложениями мы пользуемся регулярно. Конечно, многие хранятся у нас на смартфонах мёртвым грузом месяцами и даже годами. Но в момент установки мы ожидали, что будем ими пользоваться регулярно или на протяжении определённого количества времени. Что-то сподвигало нас скачивать из магазина новую аппликацию, захламлять рабочий стол смартфона ещё одной иконкой и регистрироваться там. Каждый App на телефоне когда-то продал нам набор функций, к которым мы хотим возвращаться регулярно. Это приводит к тому, что мобильное приложение не должно просто повторять функционал сайта. Оно должно давать большую ценность, и тогда пользователь захочет к нему возвращаться.
На чём было создано приложение ANDRAX?
Конечно, FlutterFlow. Можно писать отдельную большую статью о том, почему именно FF — лучшая платформа для разработки под мобилку, но давайте изложу кратко и тезисно.
1. Мультиплатформенность
Один проект под iOS и Android. Приложение выглядит и работает абсолютно идентично на обеих платформах. При этом создаётся только один раз.
2. Скорость разработки
В сравнении с классической разработкой low-code быстрее на порядок. Это относится и к созданию, и к редактированию.
3. Скорость работы приложения
Настало время хвалить Google. Их язык программирования Dart и фреймворк Flutter, лежащие в основе FlutterFlow, делают конечный результат великолепным. Тут ещё помогают быстрые базы данных (Firebase, Supabase). Приложения просто летают. По данным Гугла, кроссплатформенный React Native от Facebook уступает в скорости на 20–25%. А проекты на no-code просто в разы медленнее.
4. Безграничность функционала и дизайна
Абсолютно любой дизайн и любые фичи. Был бы навык их внедрить.
5. Масштабируемость
Если для создания проекта мечты не хватает инструментария внутри конструктора FlutterFlow, то всегда можно дописать кодом нужные виджеты и функции. А если лень писать самому или нет такого навыка, то можно импортировать готовый пакет с сервиса pub.dev. Скачивайте код или готовый APK. Тестируйте проект через IDE и загружайте на GitHub. В общем, как говорили сами разработчики FlutterFlow: "FF — это не no-code, это платформа для программистов, созданная, чтобы значительно упростить и ускорить их работу".
Что в итоге получилось?
На первую итерацию приложения ANDRAX ушёл месяц. Причём больше половины времени было потрачено на определение того, каким будет внешний вид. Поскольку в этот раз я работал без дизайнера, готового макета в Figma мне никто не предоставил. А жаль, обычно это позволяет сделать около 100 экранов в FF за 3–4 дня. Поскольку чувство вкуса у меня посредственное, процесс сильно затянулся. Просто повторять дизайн мобильной версии сайта от Tilda было бы глупо. Хотелось сделать что-то новое, но сохраняя стиль и цветовую палитру. Перебрав десятки или даже сотни референсов из интернета, я внезапно остановился на приложении в своём телефоне. Limehome — приложение для аренды апартаментов в разных странах. Оно послужило ориентиром при создании нижнего меню, выборе иконок и обводке границ текстовых полей и элементов списка. Буквально на этом всё. Мне просто нужно было понять, куда двигаться. Три маленьких дизайнерских элемента задали дальнейшее направление для фронтенда нового приложения. В результате удалось сделать его красивым и уникальным, непохожим ни на Limehome, ни на мобильную версию сайта, но при этом сохранив фирменный стиль.
В плане функций всё достаточно просто:
- Поддержка 5 языков (немецкий, английский, русский, испанский и арабский);
- Светлая/Тёмная тема;
- Покупка онлайн-курсов через платёжку от Stripe;
- Push-уведомления;
- Регистрация на очные курсы;
- Интерактивные карты;
- Актуальное расписание курсов;
- Скачиваемые флаеры;
- Профайлы учителей и городов;
- Описания курсов и школьная статистика за годы работы;
- Вся прочая информация, включая вакансии, FAQ и ссылки на соцсети.
Эта версия приложения до сих пор в неизменном виде доступна в сторах. Поскольку следующие полгода я занимался более приоритетными задачами, о которых расскажу в следующих статьях, то обновление ожидаемо подзадержалось. Но версия 2.0 уже активно обсуждается. Тем более, что оно должно стать частью нашей внутренней учебной платформы.
Что будет в следующих итерациях приложения?
- Тестирование студентов на текущий уровень немецкого языка;
- Примеры экзаменов на уровни B1, B2 и C1;
- Экзамен Leben in Deutschland, обязательный для интеграции и получения гражданства;
- Подача заявок на оплату курсов в рассрочку;
- Календари ивентов, галерея, рейтинг и отзывы на школу;
- AI-ассистент;
- Личный кабинет студента;
- Домашние задания и новости по учебным группам;
- Генерация документов.
Планов, конечно, много. Развивать мобильное приложение можно до бесконечности. Сейчас нам важно вывести его функционал на уровень с актуальной версией сайта, а затем сделать его ультимативным и необходимым для всех студентов, обучающихся в школе в очной и онлайн-форме.
Ах да, чуть не забыл. Внезапный успех среди пользователей из Индии. Около тысячи установок за пару месяцев, и именно на эту страну пришлась львиная доля. Сначала я подумал, что название ANDRAX имеет корни в индуизме или языке хинди. Но всё оказалось ещё прозаичнее и смешнее. "Andrax" — это специализированная платформа/дистрибутив для penetration testing (этичного взлома) на Android-устройствах. То есть безопасники, тестирующие устройства, и потенциальные хакеры просто спутали приложение, установив его, не глядя на описание и скриншоты. Такой забавный факт.
Продолжение через неделю.