Пять трендов российского геймдева в 2023 году
Что происходит с российской игровой индустрией? Кто получит государственные гранты на разработку видеоигр? И как новичкам конкурировать с опытными специалистами? На эти и другие вопросы отвечает Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, преподаватель онлайн-магистратуры Skillbox и РАНХиГС «Разработка компьютерных игр (гейм-дизайн)».
Перед тем как нырнуть в отечественные тренды, сперва обозначу мировой контекст игровой индустрии. Главной особенностью 2022 года стал естественный откат от больших цифр по спросу на игровые продукты, характерных для времен пандемии и периода после нее. Помимо этого, стоит отметить уменьшение прибыльности мобильного сегмента игр, связанного с подорожанием трафика. А также пертурбации на большом и перспективном китайском рынке, где наблюдается спад в связи с ужесточением государственного регулирования.
Что касается России, то здесь к контексту добавляются ограничения, из-за которых у геймеров пропала возможность оплачивать игровые продукты. Важно, что оценить влияние ограничений на динамику потребления контента довольно сложно. Никто не знает, сколько транзакций в Steam проходит через Казахстан, сколько людей приобретают карты оплаты европейского региона и сколько игр покупается с помощью криптовалют.
Отмечу, что в этих условиях наблюдается органический рост «пиратства». Присутствует риск того, что если проблема с платежами не решится в ближайшие годы, привычка не платить за игры прочно укоренится в обществе.
Фонды ушли, но инвесторы остались
Из текущего положения рынка прямо вытекает первый тренд индустрии — проблемы инвестирования. Фонды ориентируются на цифры. Так, во время пандемии геймдев показывал до 20% роста. А потому инвесторы готовы были разбрасываться деньгами. Вместе с падением цифр начал затихать и инвестиционный интерес. Россию покинули многие зарубежные и отечественные фонды, рынок переориентировался на частных инвесторов. Здесь возникают естественные сложности с поисками. Все знали, как выходить на фонды и работать с ними, так как информация по публичным структурам всегда есть в свободном доступе. А вот как искать частного инвестора — совершенно другой вопрос. При всём этом отрасль остаётся весьма притягательной, так как расходы в ней рублёвые, а доходы идут уже в долларах.
Я бы сказал, что по этим причинам сейчас лучшее время для создания игровых прототипов. В ближайшие годы ситуация с инвестиционным интересом будет меняться, к этому нужно быть готовыми.
У ААА есть будущее
Российский геймдев привлекателен для инвесторов не только из-за конвертации валют. Большое значение имеет и уровень развития индустрии в стране, который легко можно отследить по выпускающимся играм.
Возьмём, к примеру, вышедшую в начале года Atomic Heart от студии Mundfish, последний на данный момент крупный российский релиз. Понятное дело, что производство тайтла подобного масштаба — это работа не последней пары лет, а как минимум пяти-семи. Тем не менее эта и другие отечественные AAA-, AA-игры показывают, что Россия в плане геймдева накопила много крутых специалистов, у которых достаточно и опыта, и финансирования.
Поэтому можно довольно смело прогнозировать, что крупные, масштабные и дорогие видеоигры продолжат разрабатываться в России. Некоторые уже анонсированы, и за их производством можно наблюдать в реальном времени. Например, студия Owlcat Games, создатель Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous, сейчас трудится над Warhammer 40,000: Rogue Trader, а компания MyTona — над The Day Before.
Импортозамещение платформ
Одной из самых заметных позитивных тенденций последних лет стало развитие собственных платформ распространения контента. Раньше особой потребности в них не было: Steam, Google Play и другие цифровые магазины в достаточной мере удовлетворяли потребности российских разработчиков и пользователей. Конкуренция среди платформ идёт на пользу и разработчикам, для которых открывается или переоткрывается новый рынок, и пользователям, которые получают новые способы приобретения контента.
Появление поддержки разработчиков видеоигр
И всё же, несмотря на весь позитив вроде импортозамещения платформ, классных специалистов и продолжения выпуска AAA-игр, ситуация в российском геймдеве остаётся довольно тяжёлой.
Индустрия нуждается в поддержке, чтобы оставаться на плаву. Отрадно отметить, что некоторые подвижки уже есть. Появились государственные гранты для разработчиков видеоигр. На финансовую поддержку могут рассчитывать проекты с социальной и культурной значимостью. Развлекательным тайтлам на субсидирование надеяться сложнее. И тем не менее тенденция позитивная.
Кадры решают всё
Сильная игровая индустрия с большим количеством высококлассных профессионалов — это, конечно, здорово, но не без «но». На фоне проблем, которые возникли как у международного, так и у российского геймдева, сильно возросла конкуренция при трудоустройстве. Сегодня новичкам приходится соревноваться на собеседованиях не только друг с другом, но и с состоявшимися специалистами, имеющими реальный опыт за спиной.
Устроиться в игровую индустрию стало значительно сложнее, бессмысленно это отрицать. Однако «сложно» не означает «невозможно». Тем, кто собирается пробиться в геймдев, можно посоветовать одно — вам нужно преимущество. Самый простой способ его получить — это образование. В сравнении с североамериканскими и европейскими школами отечественное преподавание находится на очень высоком уровне. Второй вариант — создать самостоятельно игру или хотя бы её прототип, чтобы при трудоустройстве к резюме прилагалось полноценное портфолио.
Также сильным конкурентным преимуществом может быть мультидисциплинарная подкованность. Так, гейм-дизайнер, знающий программирование, выглядит для работодателей значительно выгоднее других кандидатов при прочих равных. И речь идёт не о том, что студиям нужен человек-оркестр на десять позиций сразу. Просто такой специалист знает, что технически реализуемо, а что нет, а также может общаться с инженерами на их языке, повышая эффективность всей команды.
Освоить все грани геймдева — от 2D- и 3D-графики до гейм-дизайна и кодинга — можно на программе онлайн-магистратуры «Разработка компьютерных игр (гейм-дизайн)» от Skillbox и РАНХиГС. Программа позволяет студентам уверенно ориентироваться в ключевых задействованных в геймдеве специальностях, а также найти наиболее интересную для себя нишу. Обучение происходит полностью дистанционно с возможностью подстраивать под себя график занятий и совмещать вышку с работой. Во время учебы предусмотрены все студенческие льготы, а на выпуске — диплом государственного образца. Документы на программу можно подать до 11 августа.
Итак, к выводам. Отчаиваться геймерам и геймдев-разработчикам определённо не стоит — сложности есть, но они не критические. Российский рынок становится более самостоятельным, продолжает выпускать мощные тайтлы и готовить сильных индустриальных специалистов. И помните, главный принцип игровых биздевов — «Сложно» — не значит невозможно». Нужно лишь совершить чуть больше попыток для достижения успеха.