Как выглядит первый год франчайзи «Дуть»: по шагам и без прикрас
И вот вы, наконец, стали нашим партнером: мы ударили по рукам и подписали договор. А что дальше? Рассказываем, как пройдет ваш первый год с «Дуть» и почему это быстро приведет проект к масштабированию.
Первый этап: идеальная локация и план работ
Сразу после подписания мы готовим для партнера диаграмму Ганта: это подробная таблица с описанием каждого следующего этапа работы, с указанием его сроков и ответственными за его выполнение. Благодаря диаграмме партнер видит все услуги, которые предоставляет управляющая компания (УК), а также свои зоны ответственности: так мы синхронизируемся и не мешаем друг другу, а наоборот, усиливаемся и фокусируемся на важном.
Важный пункт про помещение и локацию для проекта
Обычно к подписанию договора у нашего партнера уже есть варианты помещений: еще на этапе переговоров мы обсуждаем с франчайзи наши требования к идеальной локации и рассматриваем каждую из них отдельно. Но бывает так, что помещение еще не найдено к этому моменту. Тогда мы усиленно подключаемся к поиску: например, даем технические задания подрядчикам-риэлторам, сами также прорабатываем варианты по налаженным каналам в конкретном городе. При этом ответственность за поиск локации все еще остается по договору на партнере: он лидирует этот процесс, но мы не оставляем франчайзи наедине с финальным решением — нам также важно быть включенными, чтобы получить нужный результат.
Иногда поиск локации занимает огромное количество времени — но мы к этому готовы. Так, в Петербурге исторически сложно работать с локациями: много жилых домов переведено в коммерческую недвижимость, а некоторые здания считаются объектами культурного наследия, что значительно сужает круг возможных вариантов.
Мы с партнером проработали очень много помещений: в результате отобрали 15, которые подходили под наши требования. Затем, пока согласовывали договор, обсуждали технические задачи: где-то необходимо было изменить вентиляционную установку, где-то возвести стены. По итогу мы столкнулись со множеством стоп-факторов, из-за которых пришлось отказаться еще от 12 объектов. Из оставшихся трех мы выбрали один — но путь к нему занял около трех месяцев.
Помещение найдено. Что дальше?
Мы запускаем сразу несколько сложных и энергозатратных параллельных процессов (которые, напомним, отражены в диаграмме Ганта).
- Готовим проектную документацию. Этим занимается наш технический директор: исходя из конфигурации и особенностей помещения, он работает над планом будущего проекта — прописывает расстановку мебели, рисует для партнера вид будущего заведения сверху, формирует список закупок. С учредителями сети выбирается лучший вариант. После того, как проект готов и согласован, иногда его нужно показать собственникам помещения, но в ожидании финального «ОК» мы уже начинаем формировать нужные нам заказы и готовим план строительных работ. На этот пункт уходит до двух недель.
- Обучаем управляющего. Для каждой должности в рамках «Дуть» у нас есть чек-листы: база знаний регулярно пополняется, поэтому впоследствии у управляющего будет возможность прокачаться еще больше. На первом этапе мы предлагаем ему чек-лист со всем важным для того, чтобы качественно подготовиться к запуску и сформировать квалифицированную команду.
- Настраиваем работу маркетинга. Частая ошибка рестораторов — начинать прогрев после открытия проекта. Чтобы все грамотно сработало, это нужно сделать до запуска. Мы собираем команду опытных специалистов за месяц до события Х: обычно в ее составе — SMM-менеджер, маркетолог, трафик-менеджер и дизайнер. Команда проводит анализ локации, конкурентов, специфики города и поведение его аудитории, готовит стратегию продвижения и прописывает первые креативы, которые пригодятся на старте.
После каждой выполненной задачи мы сверяемся с диаграммой Ганта: если понимаем, что все работы готовы, мебель пришла, а оборудование установлено, то тогда назначаем дату технического открытия. Примерно за две недели до этого к партнеру выезжает наша группа запуска: это нужно для того, чтобы мы проверили, что все идет как надо.
Так как мы зависим от большого количества людей, сроки могут сдвигаться, но обо всех изменениях мы предупреждаем франчайзи: такая гибкая и прозрачная система позволяет нам быть в контакте с партнером и вместе находить оптимальные решения.
Начинаем ремонт
Говорят, что ремонт никогда не заканчивается, но только не у нас: в целом на запуск уходит 3–3,5 месяца — начиная с момента разработки проекта, включая сам ремонт и ожидание доставок мебели и оборудования.
Ремонт сложно разложить на этапы: есть очень много дополнительных шагов — от демонтажа до финальной уборки. Еще ремонт может сопровождаться непредвиденными расходами (кому мы рассказываем, да?), и это не всегда очевидно на старте строительных работ.
Например, такие расходы могут быть связаны с демонтажом: так, в помещении в Сургуте оказалось 5 слоев напольного покрытия — предыдущие бизнесы накладывали новое напольное покрытие на старое без демонтажа. Поэтому изначально предполагаемая стоимость в 150 000 рублей выросла до 420 000 рублей. С 2022-го года по известным причинам стало проблематично доставать некоторые позиции барного оборудования: приходится придумывать обходные пути.
Иногда сроки сдвигаются из-за длительных согласований с контрагентами. Бывают накладки, которые могут быть связаны с изготовлением оборудования и мебели: с этим мы столкнулись за границей в Ташкенте. Однако мы стараемся ускорить процесс и параллельно занимаемся другими направлениями работ.
Самый быстрый запуск — Тюмень
Мы запустились чуть меньше, чем за три месяца. Оперативно сработали на каждом этапе работы, вовремя получили нужное оборудование и мебель.
Самый длинный запуск — Ташкент
Завод по производству мебели в Ташкенте, с которым мы заключали договор, сгорел: это сильно повлияло на сроки открытия проекта.
Еще один длинный запуск — Екатеринбург
Мы согласовали договор аренды, но нашлись еще одна компания, которая хотела выкупить помещение. Локация очень сильно нам понравилась, поэтому мы приняли решение выкупить ее первыми: это тоже увеличило срок запуска.
Запускаем проект
После открытия еще в течение месяца продолжает работать маркетинговая команда: специалисты также готовят креативы и рекомендации по работе с аудиторией в социальных сетях и на точках. В дальнейшем УК будет отвечать за все обновления меню и акции: обо всем сообщается франчайзи и присылается вместе с гайдами о том, как внедрить продукт, что про него рассказать и как лучше обыграть в соцсетях и маркетинге.
База знаний также остается с франчайзи: чек-листы, регламенты и лекции доступны для каждой должности — маркетолога, управляющего, хостес, бармена, кальянщика и других.
Партнер всегда может обратиться за помощью: мы остаемся на связи по всем операционным и юридическим вопросам. Так, например, благодаря нашей оперативной работе мы улучшили ситуацию на точке в липецке: партнер поделился, что дела идут не очень позитивно, поэтому мы предложили ему выезд группы внутренних экспертов для поиска причин. Группа обнаружила эти недочеты, составила чек-лист по каждому пункту и дала рекомендации по улучшению работы.
Что нужно от франчайзи, чтобы все прошло гладко
Томить не будем: включенность и внимание. HoReCa — это про работу с людьми и хороший сервис. Но это не должно вас пугать: сфера невероятно перспективная и прибыльная, и на каждом этапе до запуска мы поможем грамотно настроить процессы, чтобы ваши инвестиции окупились как можно быстрее.