Казахстан принял законы по ИИ и крипте

Сегодня, 18 ноября, были официально опубликованы два закона республики Казахстан: один впервые на постсоветском пространстве регулирует искусственный интеллект (ИИ), второй существенно обновляет правила по цифровым активам, добавляя новые возможности для рынка.

В большинстве стран это две разные истории: ИИ регулируется в контексте персональных данных, прав человека и безопасности, а крипта — в поле финансовых норм и регулирования рынков капитала.

При этом на политическом уровне эти темы все чаще собирают в один "цифровой пакет" — вплоть до появления в США фигуры, которую медиа называют "AI & Crypto Czar". В Казахстане ИИ и цифровые активы тоже идут единым пакетом, пусть и через два отдельных закона.

Закон об ИИ

Закон впервые выводит использование ИИ на постсоветском пространстве из зоны деклараций в зону четких правил. Большинство соседних стран пока ограничивались стратегиями и мягкими документами. Ниже — его основные положения.

Запреты на злоупотребление технологиями ИИ:

  • нельзя создавать системы, которые манипулируют людьми или эксплуатируют их уязвимости;
  • запрещен социальный рейтинг и дискриминационное профилирование;
  • нельзя определять эмоции человека без его согласия.

Это общие правила, которые могут быть изменены специальными законами, то есть теоретически государство cможет легализовать отдельные чувствительные сценарии.

Маркировка синтетического ИИ-контента

Обязательно должны маркироваться так называемые "синтетические результаты" работы ИИ — контент, который имитирует внешний вид, голос, поведение человека или события, которых в реальности не было. При распространении такой контент должен иметь машиночитаемую и визуальную маркировку.

Авторское право:

  • если ИИ создал контент без творческого вклада человека — авторского права на результат не возникает;
  • творческие промпты и переработки генераций человеком могут получать правовую охрану;
  • обучать модели на чужих произведениях можно только если правообладатель это явно не запретил в машиночитаемой форме.

В итоге, по базовой логике закон вписывается в международный тренд: как и в ЕС, США и Великобритании, автором признаётся только человек, а ИИ рассматривается как инструмент. При этом по правам человека Казахстан в целом следует линии EU AI Act (запрет социального рейтинга, ограничение распознавания эмоций), но оставляет оговорки в формате "если иное не предусмотрено законом".

Закон о крипте

Раньше работа с криптой в Казахстане была фактически замкнута на Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА), который опирается на отдельный правопорядок на основе английского права. Новый закон существенно расширил возможности для участников рынка.

Национальный режим вне МФЦА

Вводится режим лицензирования бирж цифровых активов вне МФЦА. Правила такого лицензирования будут приняты отдельно, но сама возможность уже закреплена.

Майнинг отвязали от МФЦА

Раньше майнеры были обязаны продавать большую часть добытого через биржи МФЦА. Теперь эту привязку убрали. Плюс майнеров напрямую исключили из режима лицензируемых организаторов оборота, то есть майнер может легально добывать и продавать активы, не превращаясь автоматически в "биржу без лицензии".

Такие правки существенно расширяют возможности для работы внутри страны, в том числе для российских резидентов. МФЦА в последние годы стал строже относиться к россиянам с точки зрения KYC, и национальный режим теоретически может оказаться проще и дешевле в соблюдении.

___

Принятие этих законов — логичная правовая обвязка уже происходящего строительства ИИ- и криптохаба в республике. Уже запущено значительное количество инициатив, как содержательных, так и имиджевых — от национальной ИИ-платформы и суперкомпьютерного кластера до официального партнерства с Telegram в сфере ИИ. Введение регулирования потенциально может привести к дальнейшему росту инвестиций и развитию этих сфер в Казахстане.

Законы вступают в силу с 18 января 2026 года.

@cryptolaw256

Подписывайтесь на Telegram Roman Buzko.

Начать дискуссию