Придорожные аллеи — это не только красота, но и практическая необходимость
Если раньше мы воспринимали аллеи, только как декоративное явление, сейчас же аллеи больше выступают как средства защиты дорог от влаги и грязи, и как барьер, защищающий жилую застройку от тяжёлых металлов и примесей в воздухе.
Аллея – пешеходная или проезжая дорога (обычно в парке или в саду) , обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Наибольшей подвижностью тяжелые металлы обладают в кислых почвах, поскольку в кислой среде слаборастворимые окислы металлов и фосфаты переходят в ионную форму, легко усваиваемую растениями. Увеличение кислотности почвы на 1,8-2 единицы (диапазон изменения pH для почвы составляет 4-6,5) приводит к увеличению подвижности ионов свинца в 3-6 раз, цинка в 3,8-5,4 раза, кадмия в 4-8 раз, меди в 2-3 раза, что в свою очередь ускоряет проникновение ионов тяжелых металлов в клетки растений.
Причины проведения высадок дорожных аллей:
· Улучшение качества дорожного полотна – деревья, высаженные вдоль обочины, не позволяют насыпи осыпаться и тем самым предотвращают разрушение дорожного полотна.
· Создание тени и понижение температуры – разница температуры асфальта на солнце и газона в тени может достигать более 20 градусов. Вырубка деревьев в городской застройке будет образовывать зоны повышенной теплоотдачи.
· Удерживание влаги – деревья и газон помогают в просушке тротуаров и дорог. Основное количество осадков задерживаются в местах зеленых насаждений.
· Уменьшение эрозии почвы – деревья уменьшают действие эрозионных сил, используя свои корневые системы и листву. Корни деревьев начинаются с толстых стеблей, которые разветвляются на тонкие нити, образуя сеть гибких усиков, которые помогают стабилизировать почву вокруг дерева и удерживать ее на месте.
Как почва, так и растения загрязняются в результате работы транспорта (автомобильного, железнодорожного, авиационного) , а также предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, химической и энергетической промышленности. Так, свинец поступает а атмосферу и почву из выхлопного газа двигателей внутреннего сгорания. Кадмий, медь, свинец, цинк – в результате истирания автопокрышек. Цинк и медь – вместе с атмосферными осадками, то есть из промышленных и транспортных выбросов. Кадмий, марганец, никель, свинец (до 80%) – с органическими удобрениями (в частности, с осадками сточных вод, по «удобрительной» ценности не уступающими подстилочному навозу) , а также с известковыми удобрениями (каменоугольный, сланцевой золой) .
Симптомы отравления растений тяжелыми металлами:
· Замедление роста и развития
· Изменение цвета
· Увядания листьев
· Уродливость и недоразвитость корневой системы
В природе не существует растений, концентрирующих все тяжелые металлы, каждое растение аккумулирует определенные элементы. Например, одуванчик лекарственный и полынь обыкновенная накапливают медь, цинк, железо, свинец, марганец; горчица полевая и белая – селен; гречиха сахалинская и кукуруза – свинец; горец, щавель и гречиха – кадмий. Правильно подбирая растения, можно очищать почву от примесей тяжелых металлов.
Основываясь на всём вышесказанном, можно утвержать, что увеличение количества деревьев вдоль проезжих частей поможет снизить уровень экологической загрязненности. Улучшить техническое состояние транспортной системы и уменьшить количество пыли и грязи на дорогах и тротуарах.