Застройщики подкрались ближе к памятникам и тем самым добавили работы активистам
Вступило в силу постановление, которое ослабляет охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). С 1 марта этого года охранную зону теряют объекты археологического наследия, некрополи, мемориальные квартиры, а с 1 марта 2028 года – и достопримечательные места. При отсутствии иных защищающих статусов, строительство становится возможным в непосредственной близости от объектов культурного наследия.
В новой редакции положения о зонах охраны впервые указано, что для некоторых видов объектов культурного наследия зоны охраны не устанавливаются. В частности, к ним относятся объекты археологического наследия, некрополи и достопримечательные места – самый сложный объект охраны.
Зона охраны – территории, примыкающие к объектам культурного наследия, которые позволяют сохранить их окружение, историческую застройку, ландшафт, с которым этот объект существовал все время. Пример – старинная усадьба с парком. Это может быть и некое видовое пространство, дающее возможность воспринять монумент с определенного расстояния.
Обоснования со стороны законодателей следующие. Объекты археологии и некрополи – под землей. Им охранная зона на поверхности не нужна. Мемориальные квартиры – находятся внутри зданий, и охранная зона тоже не нужна. С достопримечательными местами сложнее. Они зачастую уже могут включать в себя большое пространство, как Куликово поле, и добавление иных территорий излишне.
«Логика законодателя усматривается, но совершенно справедливо неравнодушные граждане акцентируют внимание на незащищенность пространств вблизи мемориалов. Вокруг многих мемориалов инициируются проекты застройки, и изменения в постановление о зонах охраны памятников позволит строить в непосредственной близости от них. Застройщики по сути получили больше пятен», – прокомментировала Анна Капитонова, юрист, специалист в области охраны культурного наследия, автор и ведущая телеграм-канала «Адвокат-наследия».
Напомним, что в Ленобласти в радиусе 30 км от планируемого глиноземного завода расположено 12 объектов культурного наследия (ОКН) федерального значения и 11 объектов, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, такие как Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум, крепость Копорье, Водоподводящая система Петергофа, форты Красная Горка и Серая Лошадь, более 50 ОКН регионального значения. А также свыше 50 памятников и мемориалов, связанных с обороной Ленинграда и боями за освобождение Ленобласти, также являющихся объектами культурного наследия, входящими в список ЮНЕСКО (Зеленый пояс славы Ленинграда), федерального и регионального значения.
«В Ленинградской области срочно необходима корректировка имеющейся карты зарегистрированных объектов культурного наследия, а также создание единой карты, в которой, помимо зарегистрированных, должны быть учтены выявленные объекты культурного наследия и памятники, не отраженные в документах, но существующие. На законодательном уровне необходимо внести предложения об установлении иных вариантов защиты, которые бы обезопасили наше культурное наследие от кощунственного соседства с определенным списком объектов, например, такими как развлекательные учреждения, общепит, промышленные предприятия и их отходы, КПО, любые высотные здания и др. Сейчас получается, что даже в 10 метрах это допустимо», – добавила председатель правления общественного движения «СТОП РУСАЛ» Светлана Лисова.
Дополним, что на картах объектов культурного наследия из материалов по обоснованию каждого из территориальных планов Ленобласти имеет место множество ошибок. Так, в материалах по обоснованию терплана в области промышленной политики и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения форт Серая Лошадь (объект из списка ЮНЕСКО) расположен на Горовалдайском озере, а не на побережье Финского залива, а форт Красная Горка – вообще отсутствует. Таким образом, по карте достаточно большой участок побережья Финского залива выглядит свободным от значимых объектов культурного наследия.
Постановление подписано председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным перед новогодними каникулами.