Место под цифрой
На этот разговор нас натолкнул один журналистский запрос на тему гендерного распределения в ИТ-профессиях. На первый взгляд, мужчин больше, так как ИТ в первую очередь ассоциируется с разработчиками. Справедливости ради скажем, что и в этой специальности есть немало талантливых девушек. В ИТ-компаниях сегодня работают аналитики, дизайнеры, менеджеры проектов, контекстологи, таргетологи, копирайтеры, эсэмэмщики, сеошники и другие диджиталисты.
Существуют ли гендерные стереотипы мы спросили у Анастасии Андроновой, нашего директора по цифровому маркетингу. Узнали, с чего начался ее путь в digital, какие ключевые составляющие успеха и чем отличается женский и мужской подход в работе.
Настя, ты уже 15 лет в диджитал-сфере. Расскажи свою историю?
— В диджитал пришла в 2008 году по объявлению в газете. Да-да, раньше так отдел кадров закрывал лиды по вакансиям)) . Филиал крупного агентства в Таганроге искал SEO-специалиста. Тогда это было в новинку, несмотря на то что поисковый маркетинг развивался во всем мире еще с конца 90-х годов. Мы тогда фактически начинали развивать диджитал-маркетинг не только в нашем регионе, но и в России. Потом был опыт работы в Москве, возвращение в Ростов-на-Дону, и с 2010 года я работаю в компании «Вебпрактик».
За 15 лет мне удалось попробовать весь инструментарий и пройти все ступени роста компетенции в SEO, контекстной и таргетированной рекламе, юзабилити, SMM, работе с аналитикой. Приходилось много и постоянно учиться. Без хорошей базы знаний в диджитале нельзя кратно развиваться. Должен быть крепкий фундамент, на который потом накладываются опыт и практика.
В моей карьере были разные этапы: и бурный рост, и стабильное течение, и кризисные периоды. Все как в любом бизнесе. Но всегда должна быть уверенность в себе, в команде, желание развиваться и не бояться идти в новый «мир». Будь то новая ниша, тестирование новых инструментов, новая стратегия роста компании. Четкие планы — это хорошо, а умение меняться — еще лучше, и этот навык адаптации и трансформации очень востребован сейчас в ИТ.
Есть ли в последнее время заметное движение и интерес женщин к IT-проектам? С чем это связано?
— Женщины всегда были в ИТ-сфере, просто о них меньше говорили. В последнее время вырос интерес к ИТ-профессиям и спектр направлений достаточно расширился. В целом отрасль стала более открытой, поэтому можно отметить, что больше девушек пришло в айти. Но мы не говорим о гендерных различиях внутри.
Я как руководитель большой команды считаю, что надо давать каждому сотруднику раскрыть свой потенциал, попробовать разные роли и найти ту позицию, на который ты будешь максимально эффективен и для личностного развития, и для компании. Традиционно мужчинам свойственен аналитический склад ума, скрупулезность, внимательность, точность. Поэтому им проще себя найти в работе с инструментарием, аналитике. У женщин больше получается упаковывать результаты, общаться с клиентами, координировать работу внутри команды.
А вот в ИТ-стартапах есть четкий тренд на увеличение женских проектов. Это тоже можно объяснить. Диджитал — это нативная среда для поколения Z, они в ней родились. Поэтому и цифровые стартап-проекты у них генерируются сами собой. В отличие от традиционных бизнесов, где первенство за мужчинами.
Готовы ли ИТ-компании брать на работу женщин-программистов, тестировщиц программного обеспечения? Что позволяет это делать, а что мешает?
— Честно скажу, у меня был стереотип, что мужчина не может быть хорошим менеджером проекта. Женщины многозадачны и адаптивны, а в управлении проектами это главные скилы. Но спустя время и смену подхода к обучению сотрудников в агентстве, мое мнение изменилось. В нашей компании есть много примеров отличных QA-тестировщиков, бэкенд и фронтенд-разработчиков, UX/UI-дизайнеров, SEO-специалистов среди девушек. Так и среди мужчин есть эффективные менеджеры проектов, таргетологи.
Как быстро можно войти в ИТ? Достаточно ли онлайн-курсов, чтобы стартовать в диджитале?
— Все хотят войти в айти и думают, что это быстро и просто. Для знакомства с цифровыми профессиями можно пройти курсы. Для развития в профессии должно быть базовое образование. Это основа, на которую можно нанизывать разные навыки, опыт и дополнительные знания.
Онлайн-курсы помогут восполнить пробелы в трендах, ведь ИТ-сфера очень стремительно развивается и быстро меняется. Эти курсы дают возможность на практике попробовать свои силы, получить опыт или, наоборот, понять, что это не работа вашей мечты.
Что мотивирует женщин приобретать цифровые компетенции?
— Одна из причин — это возможностью удаленной работы и больше находиться с семьей и детьми. Но по собственному опыту могу сказать, что удаленная работа это не равно работа в офисе, когда вокруг тебя команда, есть полное погружение в рабочие проекты и нет отвлекающих факторов.
Какая у тебя мотивация развиваться дальше?
— Самое ценное, что у меня есть, это мой опыт и команда, которая может работать с крупнейшими российскими и международными брендами, достигать тех результатов, которые всего пару лет назад казались невозможными. Вот эти успехи через преодоления и адреналин, который мы испытываем во время работы над сложными и интересными проектами, — это и есть моя мотивация.
В нашем клиентском портфеле десятки ниш, в которых мы наработали экспертизу. Это инновации и вывод на рынок стартапов, финтех, медтех, внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс, цифровизация крупных сельскохозяйственных предприятий, узкие производственные и промышленные направления. Сегодня агентство выбирают именно за этот экспертный узкий опыт.
И все-таки, есть ли у женщин особые суперсилы?
— Мы обладаем мягкой силой, и в этом наше преимущество. А еще женщины всегда верят в свои возможности, умеют выполнять несколько задач одновременно и найдут путь к сердцу каждого клиента.