Маркировка моторных масел 2025: что делать, если вы до сих пор НЕ в теме (зачеркнуто) готовы?

Производите, импортируете, продаёте или используете для собственных нужд компании моторные масла? Тогда вы уже должны быть полностью готовы к их маркировке. Потому что с 1 сентября 2025 года нельзя будет продавать отдельные виды смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей без DataMatrix кода.

Маркировка моторных масел 2025: что делать, если вы до сих пор НЕ в теме (зачеркнуто) готовы?

Если раньше можно было передавать масло по документам, то теперь каждый экземпляр должен иметь свой код маркировки. Либо ждите штрафов от контролирующих органов, блокировку системы или вообще «вылет» из оборота.

В этой статье мы расскажем:

  • какие даты действительно важны,
  • как правильно наносить коды маркировки,
  • что делать с остатками,
  • как автоматизировать процессы,
  • и как одна компания внедрила систему заранее и избежала неприятных ошибок.

Зачем вообще маркируют моторные масла?

Моторное масло — один из тех товаров, которые часто подделывают. Под видом качественного продукта может скрываться что угодно — от некондиции до опасного говна (зачеркнуто) контрафакта, за которые авто потребителя да и он сам явно не скажут вам спасибо. Чтобы защитить честных поставщиков и покупателей, государство ввело на эту товарную группу обязательную маркировку через Честный ЗНАК.

Маркировка моторных масел 2025: что делать, если вы до сих пор НЕ в теме (зачеркнуто) готовы?

Теперь каждая тара с автомобильными жидкостями должна иметь свой уникальный код — он же КМ, он же DataMatrix. И это не просто наклейка на упаковку, а ключевой элемент учёта, позволяющий отследить путь товара от завода до покупателя.

И да, если раньше ещё можно было передавать товар по документам, то теперь баста — нужно внимательно проверять каждую марку. Если, конечно, не хотите поделиться своим заработком с контролирующими органами.

Кстати, даже если вы просто храните товар на складе — вы автоматически становитесь участником оборота.

Сроки, дедлайны и этапы внедрения (чек-лист для бизнеса)

Алярм, пора просыпаться! Маркировка данной товарной группы давно прошла стадию эксперимента и успешно собирает дань штрафы с тех, кто всё ещё думает разобраться «как-нибудь потом».

Маркировка моторных масел 2025: что делать, если вы до сих пор НЕ в теме (зачеркнуто) готовы?

Эти даты должны быть у вас перед глазами:

  • 1 марта 2024 — стартовал эксперимент по маркировке.
  • 1 апреля 2025 — началась добровольная маркировка новых партий и открылась возможность ввести товар в оборот.
  • 1 июня 2025 — можно начинать маркировать остатки.
  • 1 сентября 2025 — обязательная маркировка новых партий для производителей и импортёров.
  • 1 апреля 2026 — переход на учёт товаров по экземплярам через онлайн-кассы или УПС.

Поставьте «напоминалку» в календаре или заучите эти даты как отче наш таблицу умножения. Потому что важно не просто знать когда пришло ваше время, но и понимать, какие действия вы обязаны выполнять.

Вот что должны делать разные категории участников рынка уже сегодня:

  • Производители — наносить КМ и отправлять отчёты в Честный ЗНАК.
  • Импортёры — оформлять документы на ввозимый товар, проверять статус кодов и вводить продукцию в оборот.
  • Оптовики — не могут просто передавать товар по документам. Каждый экземпляр должен быть учтён.
  • Розничные продавцы — принимать и продавать только маркированный товар.
  • Те, кто торгует маслом на розлив (да, даже из бочки) — всё замаркировать.

Что делать с остатками?

У многих компаний на складах ещё остаются незамаркированные остатки моторных масел. Однако после 1 декабря 2025 года такой товар превратится в тыкву станет нереализуемым. Единственный выход — вернуть его поставщику или утилизировать. Поэтому крайне важно начать работу с остатками заранее.

Что делать и куда бежать:

  • Зарегистрируйтесь в системе Честный ЗНАК.
  • Выберите программное обеспечение, которое поддерживает работу с остатками.
  • Установите оборудование для печати этикеток и сканирования кодов.
  • Сформируйте документы на маркировку остатков и отправьте их в систему.

Механизм стал доступен с июня 2025 года, но время ограничено: через несколько месяцев такие масла нельзя будет ни продать, ни передать другому участнику оборота.

Как работать с бочками, литровыми банками и подарочными наборами?

Под маркировку попадает не только масло в стандартной фасовке, но и на розлив из бочек, литровыми банками или в составе подарочных наборов. И каждая из этих категорий имеет свои нюансы.

Маркировка моторных масел 2025: что делать, если вы до сих пор НЕ в теме (зачеркнуто) готовы?

Бочки

Да, любая тара должна иметь свой собственный КМ — и даже бочка. Принцип работы тот же, что и со всеми другими маркированными товарами: на бочке уже должен быть нанесён DataMatrix код, который вы обязаны ввести в оборот через систему Честный ЗНАК.

Но есть 1 важный момент: вам необходимо указывать в чеке количество литров, которые отпускаются покупателю. После каждой продажи система автоматически спишет объём из этой бочки. И когда она полностью (или почти) опустеет, остаток будет выведен из оборота как несливаемый.

Например:

  • Бочка 200 литров.
  • Вы продаёте по 5 литров.
  • Система сама считает, сколько литров вышло.
  • Когда останется 2–3 литра, бочка будет считаться законченной.

Такой механизм позволяет работать с розливом без необходимости маркировать каждую порцию отдельно.

Литровые банки

Если вы переливаете масло из бочки в литровые банки — это уже новые товарные единицы. Значит и принцип работы с ними меняется.

Для них нужно:

  • Создать новую карточку товара в системе;
  • Нанести индивидуальные DataMatrix на каждую банку;
  • Отправить отчёт о вводе КМ в оборот.

Это важно, потому что государство должно видеть, где заканчивается старая тара и начинается новая. Это как если бы вы купили мешок сахара, а потом расфасовали его по пакетам — каждый пакет становится самостоятельным товаром.

Подарочные наборы

Подарочный набор с моторным маслом — не просто красиво оформленная коробка. Это полноценная товарная единица, которую тоже нужно маркировать.

Вот как это делается:

  1. Сначала проверьте, какие элементы попадают под маркировку (например, само масло. Аксессуары могут быть вне системы).
  2. Если набор содержит маркируемый товар — оформляйте его как агрегированную упаковку.
  3. Программные продукты для мобильного учёта маркированных товаров с помощью ТСД (например, Клеверенс) позволяют создавать общий транспортный код для всей коробки. И тогда отпадает необходимость сканировать каждый элемент отдельно при отгрузке.
  4. Отправляйте отчёт в Честный ЗНАК, чтобы товар считался легальным.

Важно: если один из подлежащих маркировке товаров в наборе не имеет DataMatrix кода, такой набор продавать нельзя. Вы должны либо исключить из набора незамаркированный элемент, либо дождаться, пока он будет учтён.

Как использовать агрегацию для упрощения отгрузки и учёта

Агрегация — это объединение нескольких единиц товара в одну группу с общим кодом. Например, вы можете собрать несколько канистр масла в коробку и назначить этой коробке один транспортный код. Это упрощает работу с большими партиями.

Преимущества агрегации:

  • Быстрая отгрузка целыми упаковками;
  • Снижение количества операций по сканированию;
  • Удобство хранения и перемещения товара.

Например, если вы работаете с оптовыми заказами, агрегация позволяет сразу отгружать коробки, не проверяя каждую товарную единицу отдельно. Особенно удобно, когда нужно отгрузить сотни литров масла за один раз.

Что делать, если масло используется внутри компании?

Если вы покупаете масло для внутренних нужд — например, для автопарка или технического обслуживания — вы всё равно должны:

  • Принять товар с КМ,
  • Вывести его из оборота с признаком «для собственных нужд».

После этого можно использовать его по назначению — никто не потребует маркировку повторно, так как товар уже выведен из системы.

Больше вопросов про маркировку моторных масел и ответы на них — в чате моторных масел.

Как маркировать: рекомендации, решения, оборудование

Получили новую партию моторного масла? На первый взгляд всё в порядке: документы оформлены, внешний вид товара без изъянов, даже этикетки не помяты. Но если заглянуть «под капот» Честному ЗНАКу, может оказаться, что половина кодов — бракованные, аннулированные или вообще не зарегистрированы.

Вы — последнее звено в этой цепочке. И если что-то пойдёт не так — претензии будут к вам.

Маркировка моторных масел 2025: что делать, если вы до сих пор НЕ в теме (зачеркнуто) готовы?

Поэтому:

  • Проверяйте обязательно структуру DataMatrix — она должна соответствовать стандартам.
  • Убедитесь, что код считывается сканером.
  • Чекайте статус КМ в системе — он должен быть, например, «в обороте», а не «заблокирован».

Если заметите ошибки — не принимайте товар. Составьте акт расхождений и верните продукцию поставщику. Лучше потратить 10 минут сейчас, чем потом объясняться с контролирующими органами почему у вас на складе лежит «мёртвый» товар, который нельзя продать.

ПО для работы с маркировкой + калькулятор

Программное обеспечение — основа успешного внедрения маркировки. От выбора софта зависит скорость работы, точность данных и уровень рисков. Поэтому важно выбирать решения, которые поддерживают полный цикл работы с DataMatrix, легко интегрируются с вашей учётной системой, подходят под ваш масштаб бизнеса и имеют техподдержку и обновления.

Такими решениями являются программные продукты от российского разработчика Клеверенс — «Фабрика 15» (для производителей и импортёров), «Склад 15» (для оптовиков) и «Магазин 15» (для розницы).

Каждое решение позволяет:

  • заказывать коды маркировки,
  • наносить их на упаковку,
  • формировать документы и отправлять отчёты в систему.

Более того, мобильные приложения дают возможность проверять принадлежность КМ юридическим лицам путём сканирования кода прямо на складе или в точке продажи.

Оборудование для маркировки: как выбрать то, что подходит именно вам

Маркировка требует правильных инструментов. И выбор оборудования — один из них. Без него не получится ни нанести коды, ни проверить их, ни отправить данные в Честный ЗНАК.

Если вы только начинаете осваивать маркировку моторных масел, вот что точно понадобится:

Принтер этикеток

Нужен для печати DataMatrix кодов. Выбор зависит от объёма — если у вас маленький склад или розничная точка, подойдёт компактный принтер. Для крупного опта или производства лучше взять промышленную модель.

Лучше всего брать уже интегрированные с выбранным вами софтом модели. Это сэкономит время на настройку и снизит риск ошибок при интеграции. Например, мобильное ПО от Клеверенса интегрировано с более чем 500 различными моделями «железа».

Терминал сбора данных

Это ваши глаза и память в работе с КМ. ТСД поможет считывать коды «в полях», обрабатывать информацию, оформлять и отправлять в учётную систему документы.

На первых порах небольшому бизнесу вполне подойдёт смартфон. Но если товарооборот увеличится — рекомендуем рассмотреть использование профессиональных устройств. Они быстрее, надёжнее и работают в сложных условиях (в мороз, под дождём, в пыльных помещениях).

Пример из практики

Компания NSKOIL специализируется на оптовых поставках смазочных материалов и автозапчастей. С помощью автоматизации собственник хотел решить несколько задач: минимизировать человеческий фактор, устранить путаницу при отгрузке автозапчастей, упростить поиск и идентификацию товара и заранее подготовиться к внедрению маркировки.

ДО (работа вручную):

  • Приёмка занимала до 3 часов на партию.
  • При отгрузке часто возникали ошибки — товар могли отправить не тому клиенту.
  • Команде приходилось вручную сверять данные между системой и ЭДО.

ПОСЛЕ (автоматизация на базе программно-аппаратного комплекса с Клеверенсом):

  • Время приёмки сократилось до 30–40 минут.
  • Количество ошибок при отгрузке уменьшилось на 70% .
  • Склад полностью готов к учёту товаров по DataMatrix кодам.
  • Появилась возможность проверять коды маркировки.

Собственник компании отметил, что интеграция софта с учётной системой заняла всего несколько дней. А уже сегодня сотрудники NSKOIL свободно и без ошибок работают с маркированным товаром. Решение позволило сэкономить время, снизить влияние человеческого фактора и полностью подготовиться к работе с Честным ЗНАКом.

«Программное решение “Склад 15” позволило нам полностью исключить случаи поступления товаров, привезённых по ошибке от поставщиков и подготовиться к внедрению обязательной маркировки запчастей и моторных масел». Воронков Антон Алексеевич, директор компании NSKOIL

Полезные ссылки и инструменты для старта

Когда начинаешь разбираться с маркировкой, легко запутаться: где зарегистрироваться, как проверить код, где взять оборудование и как обучить команду. На самом деле, вся необходимая информация уже доступна. Остаётся только ею воспользоваться.

Вот что вам понадобится:

Итоги и советы

Маркировка моторных масел — не временный тренд. Те, кто адаптируется первыми, получат преимущество: меньше штрафов, больше доверия от клиентов, легальный оборот.

Подготовьтесь заранее:

  • зарегистрируйтесь в системе,
  • подберите оборудование,
  • установите мобильный софт,
  • обучите команду.

Если чувствуете, что не справитесь сами — обращайтесь к специалистам. Платить за ошибки потом будет дороже.

НАД СТАТЬЁЙ РАБОТАЛИ: Евгения Алербон
1
1
4 комментария