Что такое серендипность и как ее использовать в маркетинге?
Мы часто удивляемся, как люди, принимающие спонтанные решения или действующие иррационально, добиваются больших успехов. Таких обычно называют везунчиками. Но сейчас начинают говорить «люди с высоко развитой серендипностью».
Серендипность — способность делать глубокие выводы из случайных наблюдений и находить то, чего не искал намеренно.
Серендипность во многом зависит от отношения человека к жизни, поэтому развитие этого качества начинается с самого простого и в то же время самого сложного – поверить в себя и в свою способность генерировать по-настоящему ценные решения.
Если верить легендам, то повышенной серендипностью обладали Архимед и Ньютон. Первый совершил свое открытие, принимая ванну. Второй – прогуливаясь под яблоней.
Возможности — повсюду, но их блокируют наши убеждения и привычки.
И два самых больших блока, которые мешают серендипности:
- это страх (стыда, унижения, отвержения, критики и пр);
- и «другие планы».
Так как удача и инсайт непредсказуемы по своей природе, и, следовательно, не могут быть частью плана.
Когда происходит что-то непредвиденное, всё перестаёт «идти по плану», люди склонны рассматривать неожиданное событие как раздражающий фактор или отвлекающее препятствие на пути к цели. Но только не как подходящий результат.
Как использовать серендипность в маркетинге?
Системная работа подразумевает планирование. Она снижает страх неопределённости и создает иллюзию предсказуемости. Но снижает серендипность.
Поэтому большим организациям бывает сложно генерировать что-то новое — они хотят, чтобы всё было расписано и запланировано, но это часто и убивает инновации.
Если вы не уверены в своей способности к серендипности, то можно использовать приемы, направленные на поиск инсайтов:
• Ремиксинг – перемешав элементы истории, вы наверняка получите новый смысл. Сценаристы так экспериментируют с карточками, на которых описаны сцены.
• Деконструкция – если какой-то вопрос ставит в тупик, попробуйте демонтировать логику и зайти с другой стороны. Например, изменить «что же теперь делать?» на «что нельзя продолжать делать?».
• Смещение акцента на идеи: придерживайтесь планов, но генерируйте как можно больше идей. Какая-то из них по факту воплотится в жизнь.
Несколько кейсов для вдохновения из рынка цветов.
1. Новой упаковкой привлечь внимание к привычному товару
Рецепт букета повышенного спроса = любые цветы + упаковочная бумага в форме крыльев бабочки.
Реализация: минимум вложений на покупку бумаги (широкий выбор на AliExpress), а вау-эффект гарантирован.
2. Продать тот же товар несколько раз вместо одного
Молодоженам/юбилярам гости дарят немыслимое количество цветов. На одном событии зарабатывают разные флористические магазины. А что если привлечь всех гостей в один магазин? Пожалуйста!
Продавайте им тот же товар по-новому.
Следите за руками:Вместо вручения очередного букета, который завянет вместе с другими, а получатель в общем обилие цветов и не вспомнит, от кого он был, предложите оставить в магазине депозит на сумму, равную стоимости букета. И вы будете еженедельно отправлять свежие цветы с пожеланиями от имени дарителя.Если так поступят все гости, то цветами можно обеспечить на несколько месяцев, а то и дольше дарить радость и напоминать о себе. А бизнес будет обеспечен заказами.
Реализация: через агентство организации торжеств.
Проявите серендипность, подумайте, как эти кейсы можно адаптировать и применить к себе.
Слушайте подкаст "Просто маркетинг" - выпуск где брать идеи для контента