Жилые VS Коммерческие ИНТЕРЬЕРЫ
Все ли интерьеры одинаковы? Ответ очевиден: конечно, нет! Их можно разделить на 2 большие группы – жилые и общественные – которые очень отличаются своими задачами и процессом проектирования, но есть у них и нечто общее.
Итак, в первую очередь, это интерьер! А это значит, что мы создаём удобное для человека пространство в рамках определённого помещения (с такими элементами как стены, пол, потолок, освещение, мебель) . При этом обязательно учитываем правила эргономики, т. е. соответствие всех элементов интерьера размерам человеческого тела и восприятия.
Однако различий между жилыми и коммерческими интерьерами гораздо больше, чем общего.
Давайте рассмотрим их по пунктам:
• Жилой интерьер разрабатывается лично для клиента, его семьи и гостей (дом, коттедж, таунхаус, апартаменты, квартира) .
• Общественный интерьер создаётся для групп людей (кафе, ресторан, холл, магазин) .
В общественных интерьерах не работает «хочу» клиента: здесь нужно считаться со вкусами и потребностями целевой аудитории (далее ЦА) этого конкретного интерьера. А ЦА могут быть как школьники (в случае проектирования образовательного учреждения) , так и 40-летние бородатые мужчины (если мы создаём интерьер пивного бара) или беременные женщины (когда мы проектируем клинику планирования семьи) . И здесь мы плавно переходим к следующему пункту – основе при разработке концепции.
Если коротко, жилые интерьеры – это для души и для жизни, а коммерческие – для бизнеса.
В основе жилого интерьера – вкусы и желания заказчика, его интересы, образ жизни, мысли, понимание красоты. Поэтому важен личностный подход. Важно уметь настроиться на одну волну с заказчиком, а также чтобы ваши вкусы хоть немного, но совпадали.
Коммерческий интерьер – это элемент бизнеса с огромным количеством нюансов.
Стилистика вашего интерьера будет неразрывно связана с маркетингом, со стратегией развития бизнеса. В основе концепции коммерческого интерьера – фирменный стиль компании, логика организации рабочего процесса и задачи бизнеса. А самая главная среди них – генерация прибыли.
В отличие от жилого интерьера, коммерческий интерьер – это один из инструментов бизнеса, главная задача которого – помогать вашему бизнесу приносить прибыль. Интерьер может напрямую влиять на экономические показатели бизнеса.
Коммерческий интерьер – это:
- первое впечатление клиента о компании;
- значительная точка касания с брендом в рамках маркетинга;
- среда обитания – место, где работают сотрудники и где клиенты
взаимодействуют с компанией;
- фактор влияния на работоспособность, эффективность, мотивацию
сотрудников и их лояльность, приверженность компании;
- отражение ценового сегмента компании.
При грамотном подходе возможности коммерческого интерьера очень широкие.
В отношении клиентов:
- повышение конверсии от посетителя в клиента и продажу;
- повышение среднего чека;
- узнаваемость бренда/компании;
- усиление статуса, имиджа;
- эффектная презентация компании без участия человеческого ресурса.
В отношении сотрудников:
- повышение работоспособности и эффективности;
- повышение мотивации;
- повышение лояльности к компании;
- увеличение скорости внутренних процессов, коммуникаций и
взаимодействия между отделами и людьми.
В грамотно организованном шоуруме посетитель даже без присутствия менеджера-консультанта через интерьер должен понять:
- чем занимается компания,
- ценности компании,
- основные товары/услуги,
- ценовой сегмент,
- преимущества перед конкурентами,
- выгоды для потребителя.
Жилые и коммерческие помещения – это совершенно разные пространства с разными требованиями к площадям, проходам, высотам, инсоляции, зонированию и наполнению.
Давайте возьмём два похожих помещения. Например, квартира в стиле лофт на 200 кв. м и кафе в стиле лофт также на 200 кв. м.
В чём будет их отличие? В функционале.
Что требуется от квартиры? Удобство для жизни 1-2 или 4 человек (редкость, когда семья больше) . Следовательно, надо разместить спальню, кухню, рабочую зону, сохраняя при этом пространство и удобство просторной квартиры. Туалет можем устанавливать одинарный. Хорошая ванная или душевая, просторная и удобная. Мощная вентиляция не нужна, подойдёт и кондиционер. Кухню проектируем удобную для готовки 1-2 человек. Мощные вытяжки нам тоже не нужны. Звукоизоляция нужна, но только чтобы ночью соседи не мешали.
При проектировании кафе, в первую очередь, нужно определиться с количеством посетителей. Для каждого посетителя надо рассчитать комфортное пространство. Также необходимо продумать приемлемое количество туалетов, чтобы избежать очередей. Обозначить рабочую зону кухни и баристы.
Разный функционал требует от дизайнера разных знаний и навыков.
Процесс проектирования жилых и коммерческих интерьеров требует от дизайнера различных навыков и знаний. Не принципиально разных, но существенно отличающихся. При этом внутри нежилых интерьеров можно деление продолжить, и это важно – рестораны и кафе проектируются не так, как офисы, фитнес-клубы, медицинские или образовательные учреждения. Все эти интерьеры отличаются нормами и технологией.
Например, в интерьерах ресторанов и кафе есть технология как зала, так и кухни. Надо знать, как посетители и работники двигаются по пространству, что делают. Всё это требует своих специфических знаний.
Не менее важно и знание материалов, производителей и поставщиков. При проектировании квартиры нужно хорошо ориентироваться в материалах для жилых интерьеров, которые, бывает, вообще неприменимы к коммерческим интерьерам. Например, используются материалы с другой износостойкостью, другой пожарной опасностью. Или в квартире можно поставить бытовой кондиционер, а в коммерческом интерьере с большой вероятностью поставят коммерческий полупромышленный или промышленный.
Как правило, коммерческие и жилые интерьеры отличаются по площади. Жилые интерьеры, даже домов, по площади до 120-200 кв. м. Коммерческие, в свою очередь, только начинаются от 120 кв. м и доходят до огромных площадей в 10 тыс. кв. м. Есть и исключения в виде торговых островов 10-15 кв. м или огромных коттеджей в 400 кв. м, но таких примеров не много.
И конечно, для объектов таких разных площадей и функционала нужны разные ресурсы.
Нужно понимать, что коммерческие интерьеры – это не только интерьер, но и всегда комплекс инженерных коммуникаций (системы безопасности, вентиляции, узкоспециализированное оборудование и пр.) и работа со смежными специалистами: инженерами, технологами, конструкторами, строителями.
Дизайнер или архитектор – лишь часть большой команды. К тому же действительно крупный объект физически невозможно реализовать одному, нужна команда, иначе никак не уложиться в нужные сроки и не справиться с таким объёмом.
Проект жилого интерьера чаще всего может самостоятельно выполнить один дизайнер – если он умеет выполнять и чертежи, и визуализации. Конечно, часть работы можно делегировать помощнику, но сроки и объём работ позволяют справиться и одному человеку.
К слову о сроках.
Здесь снова большое различие.
Если коммерческий интерьер будет располагаться на арендной площади, то мы ограничены арендными каникулами на ремонт (обычно от 1 до 5 месяцев) . Это период, который специально даётся на реализацию ремонта, а арендодатель не взимает арендную плату с арендатора. За это время нужно успеть спроектировать, утвердить, построить и въехать.
Впрочем, если площадь в собственности, заказчик всё равно стремится скорее закончить ремонт и запустить объект, чтобы он приносил прибыль.
Ведь каждый день в коммерческих интерьерах — это деньги, поэтому зачастую время на проектирование очень сильно сжато или вообще отсутствует, и проектирование идет параллельно со стройкой.
В жилых интерьерах дизайнера тоже могут подгонять, но если заказчик приобрёл квартиру и ему есть, где жить, пока идёт стройка, то проектирование может затягиваться на месяцы. У заказчиков жилья задача сделать для себя интерьер минимум на несколько лет вперёд, поэтому бывает много сомнений, изменений в процессе и пауз на пару недель-месяцев.
Также различны и подходы к бюджету на реализацию интерьера и его финансированию.
В коммерческих интерьерах чаще всего есть понимание бюджета, который компания готова потратить на реализацию интерьера, а в связи с ограниченным сроком на ремонт и задачей как можно скорее его запустить финансирование стабильно.
В случае с жилыми объектами, где такой задачи нет, в финансировании могут случаться перерывы, из-за этого сроки растягиваются порой на несколько месяцев дополнительно, а изначальный бюджет увеличивается из-за роста стоимости на отделочные материалы, мебель и оборудование.
В процессе работы над коммерческим интерьером мы общаемся или с собственником бизнеса или с ответственным лицом из топ-менеджмента, поэтому общение происходит строго в рабочее время, созвоны и согласования запланированы заранее. В ТЗ чётко прописаны задачи на проектирование – какой процесс происходит в каждой зоне, сколько рабочих мест и какое оборудование нужно предусмотреть, как должен проходить маршрут клиента.
Это довольно быстрые проекты, ведь каждый день для владельца коммерческого интерьера несёт или прибыль, или убытки.
А при работе над жилым интерьером согласования могут проходить долго и скрупулёзно, бывает много сомнений, изменений в уже согласованных решениях. Это происходит потому, что заказчик более трепетно относится к самому интерьеру и к процессу согласования, понимая, что эти решения очень надолго, и стремясь получить идеальный интерьер.
В коммерческих интерьерах очень много моментов в проектировании и отделке, которые должны строго соответствовать нормам. Например, категория огнестойкости материалов (см. СНиП 2.08.02-89 от 1990-01-01 Общественные здания и сооружения) или санитарно-гигиенические требования.
В жилых интерьерах строгими правилами ограничены только некоторые действия в перепланировке помещения. Например, перенос мокрых зон или увеличение жилой площади за счёт балконов и лоджий.
________________________________
Из всего описанного выше мы видим, что жилые и общественные интерьеры действительно очень разные. Не зря это главный вид специализации дизайнера интерьера. Специализация на жилых или коммерческих интерьерах зависит от того, что ближе дизайнеру:
с любовью и пристальным вниманием выбирать каждую деталь в жилом интерьере, создавая уютное пространство для одного человека или семьи;
или проектировать большие площади, воплощая порой самые креативные и смелые решения, умудряясь при этом укладываться в суперсжатые сроки и творить в рамках стратегии бизнеса и его задач.
Моя любовь к коммерческим интерьерам переплетается с азартом к масштабным и амбициозным задачам, работой в команде и пониманием, что очень много людей будут жить, творить, работать, заниматься спортом в интерьерах, созданных моей студией. Нравится, что в них нужны знания маркетинга, что эти интерьеры помогают бизнесу процветать и расти. В этом мне помогают опыт и знания в графическом дизайне, рекламных конструкциях, маркетинге и декоре.
Какой вариант ближе вам как дизайнеру – выбирайте сами!
Но помните, что специализация на определённом виде интерьеров – жилых или каком-то виде коммерческих (офисные, спортивные, рестораны, гостиницы и т. д.) – даст вам много преимуществ.
Вы можете изучить досконально всю специфику и нюансы этих интерьеров и стать суперпрофессионалом в этой теме, высококлассным дизайнером-экспертом, номером «1» в своей нише. Это позволит выбирать себе клиентов из множества желающих поработать с вами и самому определять стоимость услуг, не оглядываясь на среднюю цифру по рынку.
Ставьте 💛, если стало понятнее, что общего между коммерческими и жилыми интерьерами и чем они отличаются.
Расскажите в комментариях, какие интерьеры ближе лично для вас и почему.
________________________________
В блоге https://t.me/design_for_profi много полезного для дизайнеров и для тех, кто мечтает связать свою жизнь с дизайном интерьера. А также фишки и секреты эффективной работы с дизайнерами для поставщиков и подрядчиков - обязательно подпишись!