Будущее работы в эпоху ИИ и автоматизации: нео-луддизм и его последствия

Что будет с «бесполезным классом»? ИИ и роботы неизбежно автоматизируют сотни миллионов рабочих мест.

Будущее работы в эпоху ИИ и автоматизации: нео-луддизм и его последствия

Я не волнуюсь за экономику, ибо она супер адаптивна. Я не волнуюсь за людей, ибо они всегд найдут чем заняться. Но, я уверен, что мы увидим интересные события в ближайшие годы.

Нео-луддизм, то есть идея что «технологии вреды и их нужно остановить/обратить вспять» уже становится популярна как никогда.

Любопытно тут не то, откуда это идет: страх изменений, лень и нежелание приспосабливаться к новому миру, невежество и отсутствие системного мышления, мифический уровень сознания, травма.

Любопытно то к чему это приведет. Технологии остановить невозможно, потому что они являются инструментом доминации. Если одна страна или корпорация проголосует за то, что бы не увольнять 10 млн таксистов, маркетологов и курьеров, то вторая просто вытесняет ее из экономики за счет большей эффективности. Поэтому любые идеи о замедлении или остановке это выстрел себе в ногу (и многие страны его с огромной радостью совершат, как уже делали во времена технологической революции или развития интернета).

Тем не менее, ИИ это наглядный пример парадокса Дженвона: чем дешевле и эффективнее ИИ, тем больше его будут использовать. Работа не исчезнет, а парадоксальным образом работы станет больше. Большее количество проектов будет иметь экономический смысл, потому что для их выполнения нужно будет всего несколько человек и пару сотен агентов. Больше продуктов можно будет создать, что сделает прибыльными ранее бессмысленные идеи.

Вернёмся к нео-луддитам. Их судьба предсказуема и немного печальна. История показывает: те, кто ломал станки в 19 веке, не остановили индустриализацию - они просто выпали из неё. Их внуки работали на тех самых фабриках, против которых бунтовали деды. Современные нео-луддиты пойдут по тому же пути. Часть уйдёт в политику протеста - популистские движения, требующие запретить автоматизацию, обложить роботов налогами, ввести квоты на человеческий труд. Какое-то время это будет работать как электоральная стратегия. Потом экономическая реальность сделает своё дело. Удьтраправые и ультралевые (что суть одно и то же) начнут использовать очередной популистский лозунг, на смену ЛГБТ-мигрантам. Часть из них создаст субкультуры «цифрового отказа» - аналоги амишей 21 века.

Настоящая проблема не в нео-луддитах. Настоящая проблема - в переходном периоде. 10-20 лет, когда старые институты уже не работают, а новые ещё не сформировались. Когда миллионы людей одновременно теряют привычный уклад. Когда политики ищут козлов отпущения. Когда простые решения кажутся привлекательными именно потому, что они простые.

Это окно турбулентности. Войны, революции, радикальные эксперименты - всё это возможно. Не потому что ИИ плох, а потому что люди плохо переносят неопределённость. И ищут виноватых там, где их нет.

После этого окна мир стабилизируется. Новые профессии, которые мы пока не можем вообразить. Новые формы самореализации. Новые смыслы.

А нео-луддизм останется в истории как ещё один пример того, как люди боролись с будущим и проиграли. Не потому что были злыми или глупыми. А потому что будущее - не противник, а всего лишь безэмоциональная и неизбежная функция вселенной.

Подписывайтесь на Telegram e/acc.

2
3 комментария