Игры в пророков. Какие предсказания писателей-фантастов об IT сбылись
Появление многих из современных технологий в прошлом было предугадано писателями-фантастами, которые любят представлять свой вариант будущего. Например, Эдвард Беллами в романе «Взгляд назад», описал аналог современных банковских платежных карт. В год публикации этого произведения (1888) такое сложно было даже представить. В произведении Артура Кларка «2001: Космическая Одиссея» астронавты читали газетные статьи на устройствах под названием Newspad очень похожих на современные планшеты. Книга вышла в свет в 1968 году, хотя тогда еще даже не появился первый портативный компьютер.
Почему так происходит? Писатели- фантасты не так уж и далеки от всего этого. Некоторые из них, как например, Айзек Азимов, Артур Кларк, Спрэг де Камп занимались наукой профессионально, другие – увлекались физикой или инженерией, кибермеханикой на любительском уровне. Творчество, фантазия, а также определенные познания помогали делать правильные прогнозы. Отдельную их часть составляют простые совпадения. Мы подготовили для вас подборку изобретений из сферы IT, появление которых с большей или меньшей точностью было предсказано в литературных произведениях.
Интернет, электронная библиотека
Виртуальное пространство, которое расширяет возможности человека в плане доступа информации, снимает границы в общении, предсказал не один писатель-фантаст, начиная ещё с конца 19 столетия. Прообраз интернета одним из первых описал Марк Твен. В творчестве американского писателя, который известен всему миру как автор «Приключений Тома Сойера», нашлось место и жанру научной фантастики. Описанная автором технология по своим функциям довольно схожа со Всемирной глобальной сетью.
«Тут ему пришла мысль, что хорошо бы иметь телеэлектроскоп — может, это хоть немного развлечет его. Желание Клейтона было исполнено. Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья и он может лететь куда хочет, хотя на самом деле он был в тюрьме за семью замками».
К тому же, в рассказе «Из лондонской «Таймс» за 1904 год», выдуманный писателем телеэлектроскоп, был подключен к городской телефонной сети, что также можно считать правильным прогнозом. Рассказ опубликован в 1898 году.
Из фантастов середины 20 века появление интернета предсказал польский писатель Станислав Лем. В «Диалогах» (1957) он предположил, что для повышения производительности мощных компьютеров их следует объединить в единую сеть. В дальнейшем локальные сети должны быть интегрированы в государственную или континентальную, потом уже – в межпланетную. Таким автор видел дальнейшее развитие процесса информатизации.
в «Нейроманте» Уильяма Гибсона впервые введено понятие киберпространства. Тотальное увлечение виртуальной реальностью автор назвал «упорядоченной чувственной галлюцинацией, которую ежедневно испытывают миллиарды». Подобная новация встречается и в творчестве Роберта Хайнлайна, которого считают одним из трёх Великих магистров научной фантастики. В 1938 году выходит его роман «Нам, живущим», содержащий в себе описание общенациональной информационной сети. С ее помощью можно за считанные секунды получить доступ к любой газетной статье, даже из прошлого века. Интернет у Хайлайна не был электронным, а представлял собой систему пневматических трубок, по которой библиотекари отправляли информацию.
В реальной жизни работу первой информационной сети ARPANET успешно протестировали в 1969 году, когда удалось передать данные из Калифорнийского университета в Стэнфордский. Это событие и положило начало созданию всемирной паутины.
3D-печать, устройство виртуальной реальности, видеочат
Описание устройства способного материализовать любой запрос человека, будь то предмет одежды, автомобиль или даже еда на всевозможный вкус, давно уже появилось на страницах книг авторов-фантастов. О такой технологии писал Филип Дик в повести для детей «Ник и Глиммунг». Она была написана в 1966 году, а своей публикации дождалась только в 1988, когда автора уже не было в живых. Произведение на русский язык не переводилось. Главный герой повествования, мальчик по имени Ник, приехал с родителями на другую планету, где инопланетяне познакомили его с необычной технологией, способной делать копию чего угодно.
Также и Эрик Фрэнк Рассел в повести «Коллекционер» (1947) описал отдаленно похожую технологию. По сюжету она тоже была инопланетной и, как и у Дика, могла производить копии даже живых организмов.
Перехода от желаемого к действительному долго ждать не пришлось. Первый 3D-принтер создал японский инженер Хидео Кодама в 1981 году. Это устройство он называл машиной быстрого прототипирования. Оно создавало детали по принципу отверждения смолы под воздействием ультрафиолета. Более популярную технологию стереолитографии (SLA) и формат .stl запатентовал американец Чак Халл пятью годами спустя. Первый 3D-принтер SLA-1 был создан в 1989 году. В продажу подобные устройства поступили лишь в 2013 году.
Идея того, чтобы по телефону можно было бы не только слышать голос другого человека, но и видеть его воочию, появилась довольно давно. Она нашла свое отражение в произведении Хьюго Гернсбека «Ральф 1241С 41+», опубликованном в 1912 году. В романе устройство «телефон» позволяло видеть того с кем говоришь.
«… Ральф подошёл к укрепленному на стене телефону, нажал несколько кнопок, и через некоторое время экран аппарата засветился. На нём появилось чисто выбритое и довольно привлекательное лицо мужчины лет тридцати».
Реализована концепция видеочата была в 1964 году, когда компания AT&T установила в Нью-Йорке первые публичные видеотелефоны.
Появление устройств виртуальной реальности также было предугадано в ряде литературных произведений. Яркий тому пример «Вельд» (1950) Рея Бредбери. В нем люди создали трехмерную комнату, в которой стены представляли собой плазменные панели. Можно было создавать изображения, запахи, звуки и воздействовать на материальные объекты. Устройства виртуальной реальности описали в своих книгах такие писатели-фантасты, как Филип Дик, Борис и Аркадий Стругацкие. В нашей жизни VR-устройства стали появляться почти в одно и то же время, что и на страницах научно-фантастических романов. В 1957 году американский кинематографист-изобретатель Хейлиг Мортон продемонстрировал работу первого в мире виртуального симулятора под названием Sensorama. Он работал по следующему принципу: проигрывались короткометражные фильмы, и зрителю предлагалось погрузиться в их вымышленный мир. Со второй половины 80-х стало возможным в ходе симуляции также и воздействовать на трехмерные объекты.
Роботы и устройства «Умный дом», нейросеть
Здесь, напротив, попытки создания умных машин и механизмов наподобие роботов в реальной жизни были предприняты задолго до множества литературных произведений, посвященных этой теме. В 3 веке до н.э. на маяке Средиземноморского острова Фарос стояли каменные женщины, которые могли вращаться и издавать громкие звуки. Это был сигнал о приближении к земле для новоприбывших кораблей. Если говорить об эпохе Возрождения, то в записях, которые оставил после себя Леонардо да Винчи были обнаружены чертежи напоминающие человекоподобную механическую машину. Видимо, гений-изобретатель при жизни не успел сконструировать своего робота, но сделать это уже в 20 веке решился итальянский инженер Марио Таддей. В этой работе он строго следовал записям изобретателя, нисколько не отклоняясь от его чертежей. Робот, на каркас которого была надета рыцарская броня, мог двигать руками, приседать. В 18 веке французский учёный Жак де Вокансон собрал первую человекоподобную машину. Его робот-андроид играл на флейте.
В 1928 году американский изобретатель Рой Уэнсли продемонстрировал работу своего робота, которого назвал «Мистер Телевокс». Этот образец человекоподобной машины двигал конечностями и мог выполнять простые голосовые команды. Примерно в то же время свой робот появился и в Советском Союзе. В 1936 его сконструировал юный изобретатель Вадим Мацкевич. В 1961-м, американцы Джозеф Энгельберг и Джордж Девол создали робота Unimate # 001. Это был первый в истории пример применения умной машины в промышленности. Появился и робот, предназначенный для сборки автомобилей. Таких начала использовать в производстве компания General motors. Большой рывок в мировой киберинженерии сделан с 1970-х по 2000-е г. г. прошлого века. Машины-помощники людей становятся все более функциональными. В 1997 запущен робот-марсоход «Соджорнер», а два года спустя — Sony представила робота-собаку AIBO.
Этой теме посвящали свои произведения разные авторы. И Артур Кларк, и Станислав Лем, и Айзек Азимов. После выхода в 1921 году пьесы «R.U.R.» чешского писателя Карела Чапека за человекоподобными машинами закрепился термин «робот», что с чешского языка означает «подневольный принудительный труд».
В рассказе «Будет ласковый дождь» Рея Бредбери описываются различные устройства, созданные для помощи человеку в быту. Это, и говорящие часы, и метеокоробки, и роботы- уборщики. По сюжету рассказа люди погибли, однако все «умные» машины продолжают включаться и выключаться в заданное время и выполняют свои функции, хотя пользоваться результатами их труда уже некому.
«В гостиной говорящие часы настойчиво пели: тик-так, семь часов, семь утра, вставать пора! — словно боясь, что их никто не послушает. Объятый утренней тишиной дом был пуст. Часы продолжали тикать и твердили, твердили своё в пустоту: девять минут восьмого, к завтраку всё готово, девять минут восьмого! На кухне печь сипло вздохнула и исторгла из своего жаркого чрева восемь безупречно поджаренных тостов, четыре глазуньи, шестнадцать ломтиков бекона, две чашки кофе и два стакана холодного молока.»
Вопреки мнению фантастов, роботы-андроиды не получили широкого распространения. Во всем остальном прогнозы сбываются – процесс роботизации продолжается, ручной труд заменяется машинным, разрабатываются новые устройства, способные выполнять все больше функций.
Искусственный интеллект появился на страницах литературных произведении и одновременно стал нашей реальностью. В рассказе Аркадия и Бориса Стругацких «Спонтанный рефлекс», опубликованном в 1958 году, описывается робот УРМ (универсальная рабочая машина), который в отличие от обычных умных машин обладал когнитивными способностями, присущими человеку.
«Пискунов рассчитывал, что набравшись впечатлений, УРМ будет способен без помощи человека подбирать наиболее выгодные линии поведения для каждого нового случая».
В описании Урма во многом прослеживаются опции присущие ИИ. Например, способность к машинному обучению.
По сюжету УРМа спроектировали для исследования неведомых человечеству глубин космоса и, что может показаться читателю предсказуемым, робот вышел из-под контроля своих создателей.
В нашей жизни первая нейросеть была разработана в том же 1958 году американским нейрофизиологом Френком Розенблаттом, который создал математическую модель восприятия информации, человеческим мозгом. Новый виток в развитии ИИ приходится на начало 2010-х г.г., когда в ряде ведущих мировых компаний, таких как Google, Microsoft, Amazon стали работать над проектами в области Искусственного интеллекта.
Смартфон, планшет-читалка, беспроводные наушники
В известном романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» впервые были описаны беспроводные наушники. «Ракушками», как назывались они в литературном произведении, пользовалась жена главного героя. Книга была издана в 1953 году.
Попытки создать беспроводные наушники предпринимались разными производителями, начиная с конца 50-х г.г. Однако все модели того времени были громоздкими или малоэффективными: работали только на небольшом расстоянии от источника звука и требовали изоляции от внешних шумов. Устройство, работающие посредством ИК-луча, разработала компания KOSS в начале 90-х. Данная технология, конечно, уступала современным аналогам, использующим Blutooth. Таковые появились в начале 2000-х годов и сразу получили большую популярность.
Идея смартфона, а именно сочетания в одном устройстве мобильного телефона и компьютера также появилась задолго до своей реализации в практической жизни благодаря польскому писателю Станиславу Лему. В романе «Магеланово облако», опубликованном в 1954 году, автор описал подобную технологию.
«Мы сегодня, пользуясь этой невидимой сетью, опоясывающей мир, совершенно не думаем о гигантских масштабах и четкости ее работы. Как часто каждый из нас в своем рабочем кабинете в Австралии, в обсерватории на Луне или в самолете доставал карманный приемник, вызывал Центральную трионовую библиотеку, заказывал нужное ему произведение и через секунду видел его на экране своего цветного, объемного телевизора».
Мог ли кто в 50-е годы предположить идею такого устройства, ведь даже до производства портативных компьютеров было ещё далеко. Первый смартфон IBM Simon был представлен в качестве прототипа в 1992 году. Он не имел клавиш, как обычные сотовые телефоны, – управление осуществлялось с помощью сенсорного экрана. Вес гаджета составлял около килограмма. Смартфон вышел в продажу в 1994 году, но не пользовался высоким спросом. Через два году Nokia выпустила гаджет под названием Nokia 9000 Communication, что стало толчком для разработки и выпуска новых моделей смартфонов. Кроме Nokia, участие в гонке за создание наиболее компактного умного телефона приняли такие компании, как Sony Ericson, Samsung. Позже за дело взялась Apple, выпустив в 2007 году свой первый iphone.
Станиславу Лему принадлежит и роль предсказателя планшетов для чтения электронных книг. В научно-фантастическом романе «Возвращение со звезд» (1961) автор предвестил исчезновение библиотек в привычном для нас понимании – со множеством полок и стеллажей с бумажными книгами. В придуманном им мире в качестве альтернативы используется «оптон». Он представлял собой устройство наподобие планшета, в который вставлялись кристалики с книгой.
«Книжный магазин напоминал скорее лабораторию электроники. Книги — кристаллики с запечатленной в них информацией. Читали их с помощью оптона. Оптон напоминал настоящую книгу только с одной-единственной страницей между обложками. От каждого прикосновения на ней появлялась следующая страница текста».
Польский футуролог предсказал и появление аудиокниг. Только называл их тогда (в середине 20 века) «лектонами».