Электрический болван (ИИ) как шопинг-консультант.
Почему каждый третий кожаный готов доверить выбор покупок нейросети? ИИ перестают быть игрушкой и становятся реальными инструментами принятия решений - скажут маркетологи. Спойлер: не перестают быть игрушкой! Читай дальше почему.
Доверие растет. Цифра, которая говорит сама за себя: уже 30% сограждан готовы доверить выбор товаров полностью на откуп нейросетям. Люди действительно верят в объективность ИИ, и кстати очень зря.
Наивные люди ценят в AI глубину анализа:
-Суммаризация отзывов — ИИ делает то, на что у человека просто нет сил: читает тонны мнений и выдает суть.
Тут соглашусь от части, да ИИ может обработать отзывы и выдать обобщенную информацию по ним. Но, а кто эти отзывы написал? Напомню, или может кто-то не знал, 80% отзывов КУПЛЕНЫ. То есть, сейчас отзывы или КУПЛЕНЫ, или типовые: "Упаковано нормально, вроде всё цело, пока не пользовался, спасибо продавцу."Ну и что может насоветовать ИИ, если он суммаризировал КУПЛЕНЫЕ отзывы, или отзывы ни о чём? Правильно, электрический болван выдаст ответ на КУПЛЕНЫХ отзывах, потому что, при помощи них как раз и манипулируют его ответом. Или, что ещё хуже ИИ придумает ответ, если нет данных для очевидного ответа. Об этом дальше.
-Объяснение сложного — это ключевое! ИИ выступает как переводчик с технического языка на человеческий.
Верно, это наверно самая главная польза ИИ для людей, объяснить тебе простым языком если ты не понимаешь. И всё. Больше пока пользы для онлайн-шопинга от ИИ нет.
Боль рынка: исследование точно идентифицирует главную проблему онлайн-шопинга: информационная усталость. 76% пользователей вынуждены сами искать данные на сторонних ресурсах, а 32% просто тонут в многообразии выбора. Мне от этого тоже больно в самых неприличных местах. ИИ решает именно эту проблему, беря на себя рутину, и подсовывает тебе свой совет основанный на КУПЛЕНЫХ отзывах маркетологами производителя или продавца.
Почему ИИлектрический болван выдумывает ответы ?
Всё просто, большие языковые модели по своей структуре так устроены, они просто не могут не дать ответа, ответ будет в любом случает. В чём проблема, ИИ и LLM на которых они основаны, работают по принципу: если есть максимально похожий ответ на вопрос, отдаем ответ, если нет, то отдаём часть правильного ответа + ищем еще что-то похожее или связанное.
Пример. У нас есть строка из стихотворения которую точно знает ИИ: Мороз и солнце, день чудесный.
Если начать писать эту строку и пропустить любое слово ИИ правильное слово допишет. НО, если ИИ не знал этой строки, результат будет примерно таким:
- .... и солнце, день чудесный (Пляж и солнце, день чудесный)
- Мороз и ......., день чудесный (Мороз и снег, день чудесный)
- Мороз и солнце, ...... чудесный (Мороз и солнце, диван чудесный)
- Мороз и солнце, день ...... (Мороз и солнце, день и ночь)
Короче, если ИИлектрический болван чего-то не знает наверняка, он обязательно добавит что-то близкое по-смыслу, и будет упорно стараться дать ответ, даже если это будет ересь неприличная.
Был у меня случай, как-то сам попал на клиентов, консультировал по ваннам из литьевого мрамора. Долго объяснял, что есть три фабрики Эстет, АстраФорм, Мармо-Багно, все три хорошие выбирайте любую. И мне с таким пафосом дама говорит: "А я тут спрашивала ChatGPT и он мне сказал что АстраФорм самая лучшая и как я только запрос не давала, всё равно только АстраФорм и всё".
Пачка у меня отвисла конечно, но я быстро взял себя в руки, при ней открыл DeepSeek и спросил: "Посоветуй какой фабрики выбрать ванну из литьевого мрамора Эстет или Astra Form или Marmo-Bagno?"
Как вы думаете что там было? 80% воды, непонятно откуда взявшихся мнений про то какой бренд лучше, и ошибки:"Подойдите к ванне в салоне и постучите костяшками пальцев по бортику. Качественная ванна будет ощущаться массивной, солидной, звук будет глухой. Тонкие стенки будут звенеть и прогибаться."
Жаль ИИ не посоветовал себе по голове постучать, может там постучат в ответ. Конечно ИИ никогда в глаза не видел ванну из литьевого мрамора, и не понимает что стенки этих ванн не могут "звенеть и прогибаться". Он впихнул этот кусок в ответ потому, что это критерии ванн, но не из камня, а сталь и акрил.
Мой вывод: Мы наблюдаем фундаментальный сдвиг. Потребитель устал от парадокса выбора и начинает доверять алгоритмам больше, чем собственному, вымотанному рекламой и фейковыми отзывами, восприятию или консультанту в розничном магазине. Это уже не будущее, это настоящее ритейла как в онлайне, так и в рознице. Сервисы, которые не внедрят AI-ассистентов, в ближайшие год-два начнут всерьез проигрывать в конверсии и лояльности. Однако тут речь совсем не об обработке отзывов, а о глубоком обучении ИИ на характеристиках товара, но это уже совсем другая история. Пишите в комментариях, если хотите ролик на эту тему, будет интересно!
#ДядяАртемАналитика
Подпишись на Telegram-канал «Дядя Артём» – t.me/d_artem
Где ещё нас найти?
• YouTube – www.youtube.com/@d_artem_y...
• VK – vk.com/d_artem_vk
• RuTube – rutube.ru/channel/25...
• Дзен – dzen.ru/d_artem
• OK – ok.ru/group/7000...
Будь в курсе главных новостей сантехники!