Точка невозврата: 5 признаков, что бизнес проще закрыть, чем спасти

Признать финал проекта куда сложнее, чем запустить его с нуля. Для фаундера бизнес — как ребенок: вложены душа, годы и миллионы.

Мы живем надеждой, что «вот сейчас поднажмем» — и всё полетит.

Но самый дорогой навык предпринимателя — это не только создавать, но и умение вовремя остановиться.

Часто вы просто тратите ресурсы, искусственно поддерживая жизнь там, где перспектив уже нет.

Это больно бьет по эго. Но еще больнее — годами тянуть убыточный проект, закапывая туда ресурсы, которые могли бы взлететь в новом деле. Я часто вижу фаундеров, которые попали в ловушку «невозвратных затрат».

Проверьте себя. Если совпадает 3 пункта из 5 — пора фиксировать убытки и идти дальше.

1. Рынок сказал «нет»

Вы меняли офферы. Переписывали скрипты. Запускали новый трафик. Снижали цены до грани рентабельности. Но продаж нет или их ничтожно мало.

Это не маркетолог плохой. Это рынку не нужен ваш продукт. Либо он устарел, либо конкуренты делают это быстрее и дешевле за счет технологий, которые вы не внедрили год назад. Спорить с рынком бесполезно.

2. Юнит-экономика не сходится

Базовая математика. Стоимость привлечения клиента (CAC) выше, чем прибыль, которую он приносит (LTV).

Если на старте это нормально, то спустя год — это приговор. Масштабируя такой бизнес, вы масштабируете убытки.

Денежный поток может быть, но по факту вы просто перекладываете деньги инвесторов или банка в карманы рекламных площадок.

3. Вы работаете на кредиты

Не инвестиционные займы на развитие, а кредиты «на кассовый разрыв».Если вы берете новый долг, чтобы перекрыть старый или выплатить зарплату, вы в штопоре. С каждым месяцем яма всё глубже.

Остановиться сейчас — значит остаться с долгом в миллион. Остановиться через год — остаться без квартиры.

4. Команда разбежалась, остались «пассажиры»

Сильные спецы чувствуют запах гари первыми. Если ключевые сотрудники ушли, а остались только те, кого больше нигде не берут — вы не выгребете. У вас нет ресурса для рывка. Строить новую команду на тонущем корабле нереально.

5. Вас тошнит от своего бизнеса

Самый важный пункт. Вы просыпаетесь с мыслью «хоть бы офис сгорел».

Бизнес питается энергией лидера. Если у вас нет драйва, вы не сможете зажечь команду и клиентов. Вы тянете лямку по привычке и из страха осуждения. В таком состоянии денег не заработать.

Закрыть бизнес — это не провал. Это опыт, за который вы заплатили.У вас остались навыки, набитые шишки и понимание, как НЕ надо. Это ценный актив.

Иногда нужно сжечь мосты, выдохнуть и с чистой головой запустить новый проект. С учетом прошлых ошибок он взлетит быстрее и выше.

Не бойтесь начинать с нуля. Бойтесь застрять в болоте, утешая себя иллюзиями.

Точка невозврата: 5 признаков, что бизнес проще закрыть, чем спасти
2
Начать дискуссию