Россияне не боятся искусственного интеллекта и используют его чаще, чем им кажется
Респонденты считают, что постоянно сталкиваются с ИИ.
Для них очевидно, что он используется в голосовых помощниках, генерирует картинки и обрабатывает фото, представлен в чат-ботах самыми разными организациями (банками, сотовыми операторами). Многие респонденты активно увлечены устройствами умного дома: колонки, робот-пылесос, лампочки, смарт-часы однозначно воспринимаются как ИИ. Переводчики позволяют преодолеть языковой барьер, многие вспоминают автономный транспорт, а жители Москвы часто упоминают системы оплаты в общественном транспорте и роботов-курьеров.
Реже вспоминается, но тем не менее не вызывает сомнений использование ИИ в промышленном производстве, медицине, компьютерных играх, светофорах и камерах на дорогах. При этом примечательно, что поисковики, карты и рекомендательные системы (например, кино или музыка) с ИИ пока что не ассоциируются. Для респондентов это технологии, существующие очень давно – еще до массового распространения ИИ, а значит, на него они не опираются.
Отношение к ИИ:
В повседневном использовании ИИ видят множество преимуществ. В глазах респондентов ИИ способен к безошибочной обработке больших массивов данных, открывает новые горизонты для путешествий – нивелирует языковой барьер, а также большинство верят, что ИИ может использоваться для заботы о человеке (например, поставить будильник, напомнить о приеме лекарств, поиграть с ребенком). Отмечают, что ИИ способен помочь в экстренных случаях, как вызов скорой помощи, полиции и пожарной.
При этом интересно, что зачастую идеи о возможности заботы применимы не к себе как пользователю, а к людям, которые не могут о себе позаботиться самостоятельно – в больницах или для помощи пожилым людям и людям с ограниченными возможностями.
У многих есть опасения, связанные с потерей рабочих мест, но при этом остается и надежда, что с исчезновением старых профессий появятся новые – человечество уже переживало несколько волн прогресса, переживет и эту.
Примечательно, что ошибки ИИ воспринимаются респондентами как повод для дальнейшей работы над обучением, а не для отказа от инструмента – это отмечали даже те, кто относится к ИИ с опасением.
Регулирование ИИ
В вопросах регулирования ИИ единого мнения нет, но большинство опрашиваемых считают, что нужна маркировка в сферах, затрагивающих авторское право (тексты, музыка, научные работы), во избежание приватизации и неэтичного использования чужого материала. Также маркировку хотелось бы видеть в творчестве – невозможность отличить изображение, сгенерированное ИИ, от человеческого труда вызывает у некоторых чувство обмана.
Восприятие брендов, использующие ИИ
Респонденты однозначно положительно относятся к компаниям, использующим ИИ в работе – они воспринимаются как более развитые и продвинутые, к ним больше доверия: если у компании есть деньги на развитие таких технологий, значит, дела идут хорошо.