Как создается школа будущего

Как создается школа будущего

Из этого материала вы узнаете о том, что в современных школах необходимо разводить потоки учащихся младших и старших классов, с буллингом можно бороться в том числе и с помощью планировочных решений, а при строительстве современных московских образовательных учреждений можно применять только лучшие материалы и технологии.

16 ноября отмечался День проектировщика. К этому празднику и был приурочен разговор с Управляющим директором департамента проектирования Группы SRG Дмитрием Макаровым и Главным инженером проектов Ильей Дубасовым. Темой для интервью стало проектирование социальных объектов, а конкретно, создание и согласование проекта общеобразовательной школы, над которым сейчас работает команда проектировщиков и архитекторов Группы SRG. В качестве иллюстраций к этому материалу приведем эскизы, не вошедшие в окончательную концепцию.

- Давайте для начала обозначим, что за образовательное учреждение вы проектируете, и где оно будет расположено.

Дмитрий Макаров: Это школа, рассчитанная на 1300 учащихся, которая будет построена в Южном административном округе Москвы. Согласно проекту, у здания будет 2 крыла и 4 этажа. На территории, помимо школы, запланировано спортядро и детские площадки.

- С чего начинается работа по проектированию школы или детского сада?

Илья Дубасов: Изначально у нас есть документ от Департамента образования, в котором перечислены все требования к объекту, что они хотят видеть, в каких объемах, какие площади строительства планируются, какое оборудование нужно поставить. Этот документ застройщик передает нам, и мы придумываем планировочные решения: как у нас будут в плане выглядеть помещения классов, коридоры и тд. Разработанную концепцию согласовываем с застройщиком и относим в Департамент образования. Там они выражают свое мнение. То есть это довольно высокая степень проработки, но это все еще концепция планировочных решений. Потом на основании этой концепции разрабатывается дизайн-проект интерьеров, внешнего вида, архитектурные решения и запускается детализированное проектирование.

- Известно, что работа над социальными проектами сопряжена с рядом сложностей.

Илья Дубасов: Основной сложностью является процесс согласования со всеми инстанциями. Дело в том, что в основном проектирование и согласование ведется параллельно, и результат зависит от решения инстанций. В данном случае, когда мы говорим о проектировании школы в столице, в первую очередь проект надо утверждать в Департаментом образования города Москвы. Объекты, подобные этому, девелоперы строят на территории жилых кварталов или комплексов и передают городу безвозмездно. Последние годы городские власти предъявляют очень высокие требования к возводимым застройщиками социальным объектам, поскольку выросли стандарты качества образования, которое получают московские школьники, и к качеству архитектуры, которая формирует облик столицы. Проект необходимо также согласовать с архитектурной комиссией города Москвы. Мэр города выпустил распоряжение, что каждый возводимый в столице социальный объект должен становиться арт-объектом, представляя собой эстетическую ценность, а не быть просто коробкой из стекла или бетона.

Дмитрий Макаров: Я бы здесь заметил, что помимо планировочных решений, при возведении школ и детских садов огромную важность имеет инженерная начинка здания, потому что необходимо соблюсти определенные требования к технологиям, например, приготовления пищи для учеников или воспитанников. При обустройстве раздевалок приточно-вытяжной вентиляцией необходимо следовать нормам СанПиН и определенным критериям по подбору вентиляционного оборудования и тд. Поэтому очень важно после согласования концепции уходить в проработку “инженерки”. Сюда же относится планирование инженерных помещений, которые тоже занимают площади. Наша задача их грамотно расположить таким образом, чтобы они не мешали ученикам и педагогам, но при этом максимально эффективно выполняли свою функцию.

- В какой стадии сейчас находится согласование проекта школы в ЮАО?

Илья Дубасов: У нас есть положительное решение от Департамента образования для планировочных решений, в стадии высокой степени согласование дизайна интерьеров и оборудования для школы.

- На каком этапе проектирования прописываются материалы, которые будут задействованы при строительстве?

Илья Дубасов: Есть 3 этапа: концепция, проектная документация и рабочая документация. Именно в рабочей документации прорисовываются все планы в формате чертежей с детальной спецификацией всех материалов, списками, что нужно приобрести и тд.

- Есть ли какие-то тренды в строительстве соцобъектов для Москвы либо пожелания от города, которые необходимо соблюдать или к которым нужно прислушиваться?

Илья Дубасов: Москомархитектура подготовила примеры объектов, которые они хотели бы видеть на карте города. Там есть разные варианты выполнения фасадов и архитектурных решений. Это, конечно, не методичка, а, скорее, ориентиры, дающие понимание того, чего ждет от замыслов проектировщиков Комитет по архитектуре и градостроительству, вектор, задающий направление, в котором стоит двигаться.

- Перед архитекторами ведь стоит еще и задача вписать проектируемый объект в окружающий ландшафт?

Илья Дубасов: Конечно, это еще один момент, который обязательно нужно предусмотреть. Мы анализируем облик окружающей застройки, смотрим, какое жилье построено рядом, если оно уже есть. Если нет - изучаем, что планируют построить. При подаче проекта в Москомархитектуру он должен содержать такие страницы как фотофиксация. Это вставка рендера (компьютерное 3D-модель будущего здания) в изображение площадки, дающая понимание, как все будет выглядеть в целом. В данный момент нами подготовлено уже 5 рендеров школы, сейчас в работе еще два. Это все разные концепции, отличающиеся подходами, идеями для фасадов, эмоциями.

Дмитрий Макаров: Новые требования города приводят к многообразию предлагаемых вариантов концепций. Над задачей могут работать разные команды архитекторов, авторитетные эксперты. Ни титул, ни статус архитектора не гарантируют, что проект понравится и будет одобрен. Но может случиться и так, что молодые талантливые ребята нарисуют концепцию, которая “зайдет” и будет реализована.

- Сколько уже времени длится работа над проектированием этой школы?

Илья Дубасов: Мы начали проектировать в конце марта. Было разработано несколько вариантов планировочных решений. Над концепции фасадов работа над ней ведется с августа.

- Сколько наших коллег вовлечено в эту работу?

Илья Дубасов: 10 архитекторов

- Согласованием занимаются не те же сотрудники которые проектируют?

Илья Дубасов: Проектировщики выступают специалистами. Я являюсь в процессе согласования представителем организации и выступаю как основное контактное лицо, а также коммуницирую с заказчиком. При необходимости мы вместе со специалистами выезжаем в департамент образования либо в Москомархитектуру для обсуждения каких-то деталей.

Как создается школа будущего

- Работа по проектированию начинается после того, как будет утверждена концепция?

Илья Дубасов: Нет, работа над проектом и согласование должны идти параллельно. Сложность в том и состоит, что концепция проходит согласование одновременно в трех независимых друг от друга инстанциях. Соблюдение сроков выполнения работ, обозначенных городом, не предусматривают поэтапного проектирования. Процесс может происходить только параллельно. Из-за этого решение, которое принимается одной инстанцией, сильно влияет на другую. Должны присутствовать актуализированные решения во всех согласованиях. Сведение всего этого воедино - одна из самых больших сложностей при работе над социальными объектами. Все должно быть одновременно и при этом очень качественно выполнено. Чтобы сразу всем все понравилось. К сожалению, это недостижимый идеал, так не бывает.

- Благоустройство территории вокруг школы тоже ведь входит в концепцию?

Илья Дубасов: Да, мы подготовили концепцию благоустройства. Это расстановка малых архитектурных форм (горки, дорожки, спорт-ядро, предусматривающее доступ жителей района), проезды, детские площадки для начальной школы и даже расположение мусорных баков. Концепция предусматривает наличие КПП. Одним из новшеств Департамента образования является вынос всей безопасности на контрольно-пропускной пункт. Все эти объекты включаются в рендеры, которые предоставляются Москомархитектуре.

- Учтен ли в вашем проекте архитектурный тренд последних лет на многофункциональность помещений?

Илья Дубасов: Да, конечно. У нас спортивные залы, учебные кабинеты, художественные классы разделяются и трансформируются с помощью перегородок, чтобы там могли параллельно заниматься несколько групп учеников. Запланированы 2 медиазоны, которые предполагают широкий формат коммуникаций внутри этих пространств. Там можно будет поработать на компьютере, подготовиться к занятиям, почитать книгу. Это одновременно и компьютерный зал, и библиотека, и зона отдыха.

- Что в работе над проектом было для вас в новинку?

Дмитрий Макаров: Я бы отметил масштабность. Это самая большая школа, которую мы проектировали. Увязка выполнения работ внутри команды, вовлечение в проект довольно большого количества архитекторов, а также других специалистов SRG - инженеров, конструкторов и тд. - все это необходимо упомянуть. Большую ответственность накладывает и то, что заказ поступил от одного из лидеров строительного рынка .

- Вопросы безопасности при проектировании социальных объектов наверняка выходят на первый план?

Илья Дубасов: Конечно. Особенно важна пожарная безопасность. Вопрос это довольно сложный. В спроектированной нами школе есть многосветное многоуровневое пространство - актовый зал, он же центральная часть школы. Это трехэтажное пространство без перекрытий. На потолке - витраж, так называемый в профессиональной среде “фонарь”. Необходимых пожарных нормативов на подобное пространство еще не выпущено. Сейчас мы проходим согласование в МЧС. Одновременно разрабатываются специальные технические условия для эвакуации учащихся в случае пожарной тревоги параллельно с доработкой нормативной документации. Самая трудная задача для нас - необходимость разделить потоки школьников в случае эвакуации. Также разрабатывается система автоматического пожаротушения. Это сплинкеры на потолке. Все современные доступные элементы системы пожарной безопасности нами задействованы, начиная с экранов и заканчивая противопожарными перегородками.

- МЧС - это четвертая согласующая инстанция?

Илья Дубасов: Всего будет порядка 9-ти инстанций, в которых мы должны пройти согласование. Это ресурсоснабжающие организации, МЧС, Мосгосэкспертиза, которая будет подписывать заключение, что мы все правильно спроектировали, Москомархитектура, 6 согласующих инстанций в Департаменте образования (благоустройство, 3 инстанции технологий, планировки и фасады)

- Проект наверняка предусматривает возможность доступа для маломобильных школьников. Расскажете об этом подробнее?

Илья Дубасов: Существуют нормативные требования для размещения маломобильных учеников на всех этажах, которыми мы и руководствуемся. Должна быть оборудована полностью доступная среда плюс спроектированы лифты. В нашем проекте учтены все требования пожарной безопасности, ведь эвакуация этой категории учащихся - непростая история. Есть отдельные санузлы, обеспечивающие комфорт и безопасность маломобильных школьников, с особой инженерией и кнопками вызова.

- Какие интересные планировочные решения были придуманы именно для этой школы?

Илья Дубасов: Как я уже упоминал, нами было спроектировано единое пространство от входа до гардероба без единой перегородки в духе современного стремления к созданию безбарьерной среды. В нашем многосветном пространстве есть сцена с амфитеатром на 500 мест, где будут проходить разные мероприятия. Получается максимально свободное и светлое пространство. В этом суть последних веяний, чтобы все было с размахом, с ощущением “воздуха”.

Столовая делится на секции для младшей школы и старшей школы, причем с зонированием по цвету и форме стульев. Есть барные столы и стулья, и отдельные столы с обычными стульями.

Поскольку сейчас уделяется особое внимание предотвращению такого явления, как буллинг, проектировщикам была поставлена задача избегать планирования закрытых пространств и закоулков. Это вносит свои коррективы в нашу работу. Спроектированная нами школа наполнена светом, этого эффекта удается достичь за счет огромных окон и абсолютно прозрачных перегородок.

Как создается школа будущего

- Такое обилие стекла не опасно?

Илья Дубасов: Наш проект предполагает использование специального безопасного стекла, которое не бьется, определенной степени стойкости. Все сделано в соответствии с нормативами.

- Какие еще планировочные решения вам бы хотелось упомянуть?

Дмитрий Макаров. В проекте предусмотрены отдельные входные группы для младшей и старшей школы. В соответствии с современными требованиями не должно быть пересечения школьников из старших и младших классов, они должны быть полностью разграничены. Когда мы учились, таких требований не было. Я помню, что старшеклассники абсолютно спокойно могли ходить по одним коридорам с учениками начальной школы. Сейчас нормативы изменились, и теперь проектировщикам приходится проводить большую кропотливую работу, придумывая, как увязать все требования в единую систему.

- Поговорим о подводных камнях в проектировании социальных объектов. Серьезной проблемой являются постоянно меняющиеся нормативы.

Илья Дубасов: Да. Вот сейчас у нас вышло новое требование от Роспотребнадзора к помещениям пищеблока в образовательных учреждениях. Наши специалисты оперативно отреагировали.

- Им ведь не пришлось начинать с нуля?

Илья Дубасов: Пришлось. Выкинута была прошлая работа и сделана новая. Эта проблема может возникнуть на любом этапе проектирования, независимо от того, когда начали работать. Экспертиза должна нормативно согласовывать в соответствии с документацией, выданной на момент заключения договора. Департамент не обязан это соблюдать и может поменять нормативы в любой момент. В этом, собственно, и состоит основная сложность согласования подобных объектов.

- В начале интервью вы говорили о важности инженерных решений. Наверняка сейчас приходится учитывать все требования к энергоэффективности объекта строительства.

Илья Дубасов: Да, мы проектируем с обязательным учетом этих факторов. Чтобы на улицу уходило минимальное количество тепла, предусмотрены энергоэффективные материалы в стенах, энергоэффективное остекление. Дополнительной трудностью является то, что в Москве при строительстве социальных объектов допустимо использование только самых современных, инновационных решений, но при этом проектировщикам нужно уложиться в сумму, обозначенную застройщиком. У нас, например, в процессе работы было изменение требований со стандарта “Школа 2.0”, по которому в Москве строят уже несколько лет, на новый стандарт “Инновационная школа”, по которому еще никто не проектировал, мы - первые. Помимо этого, мы являемся первопроходцами в части фасадных решений, в части технических решений для пищеблока и много в чем еще.

Дмитрий Макаров. Сейчас у нас в работе, помимо этой школы, несколько объектов социального значения, в том числе два дошкольных учреждения и центр детского образования, есть в нашем портфелем и реализованные объекты. Из последних - детский сад в районе Текстильщики, введенный в эксплуатацию в сентябре этого года. Мы действительно накопили большой опыт в создании проектов образовательных учреждений. Компаний на рынке, которые хорошо проектируют социальные объекты, очень мало. Я много занимался проектированием жилой и коммерческой недвижимости, гостиничных хозяйств, и постоянно слышу от представителей девелоперов вопрос: “Можете порекомендовать команды, которые хорошо проектируют социалку?”. Надеюсь, что мы уже зарекомендовали себя как надежные партнеры в этом сегменте, и надежная репутация будет дополнительным фактором, чтобы доверить нам проектирование жилых комплексов и инфраструктуры. Если мы сможем работать в комплексе над жильем плюс социальными объектами, это станет суперсилой нашей команды.

Начать дискуссию