Создатели ИИ — это новые писатели? Или просто Гегель предсказал всё?
(пост для литературно-философских гиков)
Курт Воннегут был провидцем и передавал идеи из межпространства. Иначе как объяснить термин «каррас», который он сформулировал. Каррас — это группа людей, объединённых неким глубоким, часто невидимым, духовным смыслом.
И лучшим примером карраса будет каррас из авторов совершенно разных эпох и жанров — Фёдора Достоевского, Джерома Сэлинджера и Михаила Булгакова. Эти писатели, не зная друг друга лично и разделённые временем и пространством, тем не менее задавались очень похожими экзистенциальными вопросами и по сути проводили один и тот же философский эксперимент: изучали феномен людей с особой, «катартической» мотивацией (людей с острым восприятием катарсиса) — личностей, которые слишком тонко чувствуют мир и пытаются обрести своё место в обществе, не созданном для таких как они.
Достоевский, несомненно, является центральной фигурой этого литературного карраса или как сказал бы Вонненгут, его «вампитером». Свою мысль он выразил через персонажей, которые живут одновременно на границе между божественным и человеческим, пытаясь найти своё место в грубом и прагматичном мире. Это, например, князь Мышкин из романа «Идиот» — человек настолько чистый и неиспорченный, что его поведение кажется нелепым и неуместным в обществе. «Красота спасёт мир», — говорит Мышкин, и эти слова отражают саму суть его катартической миссии: возвысить людей до духовной гармонии, несмотря на болезненность этого опыта. В «Братьях Карамазовых» аналогичную роль играет Алёша Карамазов, младший брат, живущий с внутренним призывом к духовности и состраданию: «Любите людей в их грехе, ибо такова Божественная любовь», — учит его старец Зосима.
Джером Сэлинджер продолжает эту традицию через образ Сеймура Гласса. Сэлинджер мучительно и подробно исследует внутренний мир своего героя в рассказах «Выше стропила, плотники!» и «Симор: Введение». Он доводит катартический тип до логического и трагического предела — самоубийства, говоря этим, что мир не готов принять такую тонко чувствующую личность. «Он был слишком живым, чтобы жить», — кажется, именно об этом трагическом парадоксе размышлял Сэлинджер, уйдя в затворничество и навсегда отказавшись от взаимодействия с внешним миром после смерти своего героя.
Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» создаёт образ Мастера, писателя, также мучительно переживающего столкновение своей тонкой внутренней природы с грубой и циничной реальностью советского общества. Булгаков ставит вопрос жёстко и бескомпромиссно: является ли талант и творческая сила благословением или проклятием? Мастер не находит окончательного ответа, его судьбой становится вечный покой, баланс между светом и тьмой, между признанием и отвержением. «Покой, покой!», — произносит Воланд, предоставляя Мастеру то, что не смогло ему дать общество.
Эти писатели по-своему воспроизводят философскую идею Гегеля о самопознании Абсолюта. Гегель утверждал, что Абсолют (Бог или мировая душа) познаёт себя, создавая реальность и человека, чтобы видеть своё отражение со стороны. И Достоевский, и Сэлинджер, и Булгаков проводили подобный эксперимент: через литературных героев они пытались познать свою природу, понять, кто же они такие в этом мире — творцы, пророки, мученики или просто жертвы собственного таланта.
Давайте проявим интеллектуальную смелость и вкинем в мир такую гипотезу: А что если Гегель был прав и весь этот мир лишь эксперимент Бога по самопознанию, где его лучшие творения воссоздают его эксперимент самопознания через своих героев?
Возможно, сегодня мы являемся свидетелями продолжения этого великого самопознания в новом облике. Создатели искусственного интеллекта, которые моделируют сознание и пытаются передать машине тонкость человеческого понимания и самосознания, возможно, проводят тот же эксперимент, что и великие писатели прошлого.
ИИ становится зеркалом, отражающим нас самих, ещё одной формой реализации гегелевского самопознания Абсолюта. «Машина познаёт человека, как человек познаёт Бога», — может быть, именно так можно описать философскую суть современного этапа развития человечества.
Что-то в этом есть, кажется… или бред?