Минпромторг подтвердил: повышение утильсбора в России — почти решённый вопрос

Утильсбор 2025: как изменится расчет и кого затронет повышение
Утильсбор 2025: как изменится расчет и кого затронет повышение

📅 С 1 ноября 2025 года в России изменится методика расчёта утилизационного сбора. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов официально заявил, что это не просто обсуждение, а фактически принятое решение, направленное на борьбу с «серыми» схемами импорта автомобилей.

🚗 Почему повышают утилизационный сбор

По словам Алиханова, за первые девять месяцев 2025 года более 73% автомобилей были ввезены в Россию как импорт физическими лицами с уплатой льготного утильсбора, после чего эти машины продавались через дилерские центры — фактически как коммерческий импорт.

«Это создаёт огромный дисбаланс. Разница между утильсбором для юрлиц и физлиц — от пяти тысяч до миллиона рублей на одном автомобиле. В результате автопроизводители, открывшие заводы в России, оказываются в проигрыше», — заявил министр.

Иными словами, под видом «личного пользования» в страну массово завозятся автомобили для перепродажи, и бюджет недополучает миллиарды рублей.

Эти деньги, как напомнил министр, идут на поддержку автопрома, авиастроения и других промышленных направлений. По данным Минпромторга, в 2025 году ведомство уже сократило расходы более чем на 110 млрд рублей из-за недосбора утильсбора.

⚙ Что изменится с 1 ноября

  • Методика расчёта утильсбора будет пересмотрена. Для автомобилей, ввозимых физлицами, ставка будет приближена к коммерческому уровню, чтобы исключить экономический стимул для обхода системы.
  • Массовый сегмент (до 160 л.с.) не пострадает. Алиханов подчеркнул, что повышение не коснётся автомобилей мощностью до 160 л.с., которые составляют более 80% российского рынка. То есть речь идёт в основном о среднем и премиум-сегменте.
  • Цель реформы — защитить внутренние производства. «Если ситуация не изменится, заводы, включая новые площадки китайских компаний в Калуге, Калининграде и Липецке, будут вынуждены закрыться. А это тысячи рабочих мест», — отметил министр.

📊 Влияние на рынок

По словам главы Минпромторга, прошлое повышение утильсбора не привело к росту цен.

«Мы видим по данным дилеров, что цены либо остались прежними, либо даже снизились на 100–150 тысяч рублей», — отметил Алиханов.

Однако эксперты отрасли с министром не согласны. По их оценкам, изменение методики расчёта утильсбора может снизить импорт автомобилей вдвое, а также ударить по смежным секторам: логистике, складам временного хранения, сервисам доставки.

💬 Реакция общества и регионов

Особенно остро на инициативу отреагировали регионы с высоким уровнем «параллельного импорта» — прежде всего Дальний Восток. Депутат Госдумы Алексей Корниенко (КПРФ) передал министру «народное возмущение» жителей региона, где доля ввоза автомобилей физлицами традиционно самая высокая.

Во Владивостоке на 11 октября запланирован согласованный митинг против повышения ставок утильсбора. Между тем обсуждение законопроекта вызвало волну недовольства и в онлайн-пространстве: на вечер 7 октября против инициативы высказались более 123 тысяч человек, тогда как «за» — лишь 658.

💬 Что сказал министр

«Мы можем, конечно, убрать все пошлины и сделать автомобили дешевле. Но тогда просто закроем автозаводы и потеряем десятки тысяч рабочих мест. Автопром — это не только машины, это 400–700 килограммов материалов на каждый автомобиль — резина, металл, стекло, пластик, комплектующие. Если не защитить рынок, вся эта цепочка рухнет», — заявил Алиханов.

🧭 Итог

Повышение утилизационного сбора — не временная мера, а шаг к структурной перестройке рынка. Правительство рассчитывает:

  • сократить «серый» импорт;
  • увеличить бюджетные поступления;
  • стабилизировать позиции отечественных и локализованных производителей.

Но для потребителей это почти наверняка означает рост цен в среднем и премиум-сегменте, а также падение доступности иномарок с объёмом двигателя выше 2 литров.

📉 Россия стоит перед дилеммой: защитить свой автопром — или сохранить дешёвые автомобили. И судя по заявлениям Минпромторга, выбор уже сделан.

✍ Автор: Генералова Анастасия

Начать дискуссию