Антонио Грамши «Тюремные тетради»
Вклад Антонио Грамши, заключённого итальянского коммуниста, в марксистскую теорию и политическую философию, изложенный в его объёмных «Тюремных тетрадях», заключается в радикальном пересмотре классической марксистской концепции власти и революционной стратегии. Грамши смещает фокус анализа с прямого государственного принуждения на более тонкие и глубоко укоренённые механизмы господства, вводя ключевое понятие «гегемонии». В его понимании гегемония — это не просто политическое лидерство, но прежде всего интеллектуальное и моральное руководство, которое правящий класс осуществляет над обществом в целом. Эта власть достигается не столько через насилие и принуждение (хотя этот аппарат, «политическое общество» в терминах Грамши, всегда остаётся в резерве), сколько через добровольное «согласие» управляемых. Правящий класс добивается этого согласия, распространяя свою собственную систему ценностей, норм, идеалов и мировоззрения, которые начинают восприниматься обществом как естественные, универсальные и здравые. Таким образом, гегемония внедряется в повседневную жизнь через институты гражданского общества — школу, церковь, средства массовой информации, профсоюзы, искусство и семью, формируя «здравый смысл» людей, то есть некритическое и часто фрагментарное восприятие мира, которое заставляет их принимать существующий социальный порядок как нечто само собой разумеющееся и легитимное.
Исходя из этого анализа, Грамши предлагает свою знаменитую стратегию завоевания политической власти — стратегию «позиционной войны». Он противопоставляет её «войне на истощение», под которой подразумевает прямой штурм государства, подобный Октябрьской революции в России. Грамши утверждает, что в развитых капиталистических обществах Запада, обладающих мощным и разветвлённым «гражданским обществом» (которое он метафорически называет системой «окопов и крепостей» государства), прямой штурм обречён на провал. Даже если революционерам удастся захватить государственный аппарат («переднюю линию»), они столкнутся с контратакой со стороны гражданского общества, которое останется верным старой гегемонии. Поэтому революционная партия должна вести длительную, упорную «позиционную войну» — борьбу за гегемонию в сфере культуры, идеологии и общественного сознания. Целью этой войны является постепенное завоевание «правоты» в глазах большинства общества, подрыв старой системы ценностей и создание новой, контридеологии, которая сможет стать основой для нового, подлинно народного «здравого смысла».
Ключевыми агентами этой трансформации должны стать «органические интеллектуалы». Грамши проводит различие между «традиционными интеллектуалами» (священники, профессора, писатели), которые ошибочно считают себя независимым и автономным классом, но на деле исторически связаны с правящим классом, и «органическими интеллектуалами», которые рождаются из самого революционного класса (в его эпоху — из рабочего класса). Их задача — не просто генерировать абстрактные идеи, а активно участвовать в практической жизни, формулировать и систематизировать мировоззрение своего класса, вести просветительскую работу, бороться за умы и сердца людей, становясь, по сути, «постоянными пропагандистами» и организаторами новой культуры. Партия, в модели Грамши, и есть коллективный «органический интеллектуал», призванный осуществить эту культурно-гегемонистскую миссию.
Таким образом, «Тюремные тетради» Грамши — это не просто анализ структуры власти, но и глубокое размышление о путях социальной трансформации. Его теория объясняет устойчивость капитализма в западных обществах, несмотря на периодические экономические кризисы, и предлагает стратегию, в которой завоевание культурного лидерства является непременным предварительным условием для успешного политического переворота. Идеи Грамши о гегемонии, гражданском обществе и позиционной войне оказали колоссальное влияние на всю последующую левую мысль, от еврокоммунизма до британских культурных исследований (Бирмингемская школа) и современной критической теории, предоставив мощный инструментарий для анализа идеологии, массовой культуры и механизмов формирования общественного согласия.