Как привлечь и удержать временный персонал летом: советы для торговых сетей

Как привлечь и удержать временный персонал летом: советы для торговых сетей

Лето - по-настоящему жаркий сезон как для торговых сетей, так и для тех кто ищет подработку. Обычно дополнительную занятость ищут штатные сотрудники, заскучавшие в отпуске, или студенты и школьники выпускных классов во время каникул. Но если в относительно рутинные месяцы года, когда нет ни длинных выходных, ни праздников, обычно самозанятых исполнителей больше, чем предложений, то летом всё наоборот. Летом начинается по-настоящему “горячий” сезон конкуренции за исполнителей, на который влияет несколько факторов:

  • отпуск у сотрудников команды торговой сети/точки;
  • повышенный спрос к выгодной подработке, а не просто к усреднённому дополнительному доходу;
  • пиковая нагрузка летом на все сферы даёт самозанятым преимущество в праве выбора торговой сети, тем самым исполнителями обеспечены те сети, которые готовы предложить условия лучше, чем конкуренты.

И как же тогда завлечь исполнителей в свою торговую сеть и при это остаться в дамках? Рассказываем.

Ставка

Да, банально, но ставка действительно решает всё. Летом особенно важно учитывать тот факт, что все торговые сети, от больших до маленьких, так или иначе сталкиваются с отпусками штатного персонала, а потому конкуренция за временных исполнителей вырастает в разы. Важно понимать, что предложений становится так много, что они перекрывают спрос и создают для самозанятых такие условия, когда именно они выбирают лучшие для себя условия по ставке в час или за всю смену. И если ваше предложение неконкурентоспособно по цене, будьте уверены – исполнитель уйдёт к тому, кто платит больше, даже если это потребует чуть дополнительных усилий или времени на дорогу. Но просто повысить ставку на 100% - контрпродуктивно и бесполезно. Делимся с вами действительно рабочими лайфхаками.

Как привлечь и удержать временный персонал летом: советы для торговых сетей

Если вы не сотрудничаете с платформами по подбору временного персонала, которые занимаются подбором и согласованием лучших ставок с представителями сети, то вот что действительно может вам помочь справиться с привлечением исполнителей самостоятельно:

  • Лайфхак 1: Не устанавливайте единую ставку на всё лето - внедрите систему гибких ставок, где повышенная оплата за смену действует в наиболее пиковые дни (например, пятница-воскресенье, праздничные дни) или часы (ночь, ранние утренние).
  • Лайфхак 2: Регулярно (хотя бы раз в неделю) изучайте, какие ставки предлагают конкуренты на аналогичные позиции в вашем районе или городе. Используйте для этого открытые данные с сайтов-агрегаторов вакансий или через платформы для поиска подработки с позиции именно исполнителя, так вы сразу сможете увидеть, какая сумма может заинтересовать.
  • Лайфхак 3: Чётко прописывайте в описании смены, из чего складывается итоговая сумма (почасовая ставка, фиксированная оплата за смену, возможные бонусы за выполнение KPI или даже штрафы). Избегайте формулировок «зарплата по результатам личной встречи» для временных позиций, так как это моментально отобьёт любое желание у исполнителя выйти к вам. Эти формулировки предполагают, что вы зациклены на полноценной замене и будете ждать от исполнителя той же вовлечённости, какую бы проявил штатный персонал, что совсем неинтересно при поиске подработки (ну это между нами, по секрету).

Однако мы рекомендуем вам обратиться на платформы для подбора временных исполнителей, например, «Моя смена». Зачем? Платформы обладают полной картиной ставок, спроса и динамики бронирования смен в реальном времени, а значит, наверняка смогут подобрать лучшее предложение для каждой сети. Это заметно упростит привлечение исполнителей, избавив торговую сеть от вероятных ошибок при самостоятельном подборе.

Условия

Лето - время подчас невыносимой жары, когда многие посетители спасаются прогулками по торговым центрам и особенно по супермаркетам из-за отделов заморозки, холодильников и кондиционеров. Если же условия в вашей торговой сети в жару будут ничем не лучше, чем на улице (духота, отсутствие кондиционеров, утеплённая униформа, а не её летний аналог), то это просто демотивирует любого временного исполнителя. И даже привлекательная ставка не удержит надолго: летом физический и психологический комфорт выходят всегда на первый план. Более того, духота при физической нагрузке вполне легко может привести к обмороку. К тому же, отзывы о плохих условиях мгновенно распространяются среди потенциальных исполнителей, в том числе и через комментарии в соцсетях торговой сети (если аккаунты существуют).

Как привлечь и удержать временный персонал летом: советы для торговых сетей

Возможность планирования

Летняя аудитория временного персонала особенно лояльна к сети, когда можно забронировать смены на несколько дней вперёд. Это значит, что можно распланировать неделю, когда, например, штатный сотрудник находится в отпуске и решает подработать без особых ограничений своих выходных дней. Планирование смен заранее также помогает повысить уровень лояльности со стороны временного персонала к сети, так как если их устроит ставка и условия, то явно появится желание выйти на функционал в данную точку ещё раз, и если не придётся ждать условный месяц ради повторной смены, то это, конечно, поднимет и интерес со стороны самозанятого и в то же время обеспечит быстрое покрытие заявки на временный персонал.

Если вы решите начать поиск временного персонала через платформы, то мы рекомендуем вам действовать по следующей схеме:

  • Старайтесь при запросе на подбор временного персонала предоставлять график не на несколько дней, а как минимум на 1-2 недели, а лучше - на месяц. Это позволит вам гарантированно закрыть все потребности без срочного поиска.
  • Если это возможно, предлагайте смены разной продолжительности (например, 4, 6, 8, 12 часов) и в разное время суток. Дайте исполнителям возможность выбирать те слоты, которые им наиболее удобны.
  • Активно используйте все возможности, которые предоставляют платформы-партнёры: календари смен, системы уведомлений о новых предложениях, возможность отмены бронирования, чтобы временный персонал мог заполнять планомерно все доступные слоты без вашего прямого участия.

Возможности для подростков и студентов

Студенты вузов и колледжей, а также старшеклассники – это, пожалуй, самый многочисленный и мотивированный сегмент соискателей летней подработки. Для них это не только возможность заработать карманные деньги, но и получить первый трудовой опыт, попробовать себя в новой сфере, развить полезные навыки. Игнорировать эту аудиторию летом – значит лишить себя огромного кадрового ресурса. Однако стоит помнить про законодательные нормы при взаимодействии с этим возрастным сегментом, даже если это и временный персонал.

Если вы осуществляете подбор самостоятельно, а не через платформу, то учитывайте следующие факторы:

  1. Строго соблюдайте нормы Трудового кодекса РФ, касающиеся труда несовершеннолетних (продолжительность рабочего дня, запрещённые виды работ, условия труда). Предлагайте задачи, не требующие специальных навыков или чрезмерных физических усилий: помощь в выкладке лёгких товаров, работа с ценниками, консультирование покупателей по простым вопросам, участие в промоакциях.
  2. Помните, что, например, несовершеннолетние не могут быть заняты дольше 4 часов в день. Поэтому учитывайте это при поиске или составлении графика и предложениях о подработке. Предлагайте смены по 4-6 часов, возможность работать неполную неделю или только в определённые дни, тем самым привлекая большую аудиторию учащихся такими гибкими возможностями.
  3. Размещайте информацию о летних подработках на досках объявлений в вузах и колледжах, в студенческих группах в социальных сетях, а также выходите на контакт с центрами занятости молодёжи или студенческими отрядами, которые смогут рассказать о вашей торговой сети на тематических мероприятиях.

Платформа же, если осуществлять поиск исполнителей через неё, обычно запрашивает дату рождения и скан паспорта при регистрации, тем самым не предлагая подросткам смены, которые могли бы нарушать законодательство в отношении злоупотребления их временем занятости.

Как привлечь и удержать временный персонал летом: советы для торговых сетей

Использование платформ для поиска временного персонала

Как вы уже поняли, платформы для поиска временного персонала - ваш надёжный помощник, который обладает большей информацией о ставках, функционалах и конкурентоспособных предложениях, а также легитимизирует ваше сотрудничество с временным персоналом, беря на себя юридическую сторону взаимоотношений. Например, платформа для подбора временного персонала «Моя смена» автоматически формирует чеки самозанятых после подтверждения успешного закрытия смены директором магазина, тем самым защищая бизнес от возможной “забывчивости” исполнителя о налоговом обязательстве.

Пользователи «Моя смена» имеют опыт в ритейле, что позволяет им быстро адаптироваться к процессам вашего бизнеса. Более 60% из них уже были задействованы в торговых сетях, рассматривая временные возможности подработки, или пришли к нам уже с опытом взаимодействия в ритейле. Это оптимизирует ваши операционные процессы и снижает риск совершения ошибок, так как исполнители уже знают, как выполнять задачи, связанные с функционалами в ритейле.

Бонус: нетривиальные советы

Помимо базовых, но критически важных аспектов, существуют и более креативные способы привлечь и удержать временный персонал летом, создав особую, позитивную атмосферу.

«Солнечные» бонусы и мотивационные программы

Лето ассоциируется с отдыхом и приятными эмоциями. Небольшие тематические бонусы могут стать тем самым неоспоримым преимуществом, которое выделит вас среди конкурентов и поднимет настроение временному персоналу, тем самым повысив их лояльность к сети и подработкам в ней.

Какими могут быть «солнечные» бонусы?

  • Предложите еженедельные или ежедневные мини-бонусы для лучших временных исполнителей или тех, кто вышел на подработку в вашу сеть более энного количества раз. Например: сертификаты на мороженое или холодные напитки в вашей сети, билеты в местный аквапарк или на летний кинопоказ.
  • Небольшие, но полезные сувениры с логотипом вашей сети. Кепки, футболки, бутылки для воды, пляжные сумки могут стать приятным напоминанием о подработке и дополнительной рекламой.

Программа «Приведи друга на лето»

Личные рекомендации, так называемое «сарафанное радио», – один из самых эффективных каналов привлечения: люди склонны доверять мнению своих друзей и знакомых. К тому же быть на смене вместе с другом веселее и продуктивнее. Поощряйте временных сотрудников приводить своих друзей, обещая небольшое вознаграждение обоим после того, как новый исполнитель отработает определенное количество часов.

Как привлечь и удержать временный персонал летом: советы для торговых сетей

«Летняя школа» навыков

Особенно актуально для школьников, студентов и молодёжи, которые стремятся не только подработать, но и получить полезные знания, если это первый опыт их занятости. Это добавляет нематериальную ценность подработке и повышает опять-таки лояльность к вашей сети. Предложите временным сотрудникам краткосрочные обучающие программы или мастер-классы, которые могут быть им полезны в будущем (например, основы мерчандайзинга, навыки общения с клиентами или тренинг, как управлять конфликтными ситуациями). Но лучше сделать это в форме полезной дополнительной активности, а не навязывать как обязательное мероприятие.

Заключение

Лето - период бесконечных возможностей, и привлечение и удержание временного персонала летом – это не спринт, а скорее марафон с множеством переменных. Конкурентная ставка, уважение потребностей и личное поощрение временного персонала однозначно помогут вам финишировать победителем в этом забеге.

1
2 комментария