Нанять методолога и не пожалеть: 5 признаков идеального партнёра для образовательного проекта
Методолог и бизнес-консультант — роли, которые во многом схожи, особенно когда речь идет о проектной работе. Как консультанты по менеджменту помогают компаниям находить точки роста и решать сложные задачи, так и методологи в сфере EdTech становятся внешними стратегами, помогающими создавать сильные образовательные продукты. Главное в обоих случаях — это партнёрство и совместная ответственность за результат. "Это должно быть именно сотрудничество. Для танго нужны двое", — написала Карен Фелан, бизнес-консультант с 30-летним стажем в своей книге “Простите, я разрушил вашу компанию”. И это как нельзя лучше описывает взаимодействие между заказчиком и методологом.
Книга Карен Фелан о том, что “прогрессивные” идеи, которые кажутся панацеей для вашего бизнеса, могут не только не дать желаемого результата, но и оказать дурную услугу — если следовать им бездумно, стараясь втиснуть свою компанию в “корсет новомодной теории”, несмотря на подлинные интересы бизнеса и сотрудников. Все это не значит, что консультантов не надо нанимать. Нужно просто делать это правильно.
Спойлеров не будет, книгу рекомендую читать. Выделю из нее самое важное — поводы для найма консультантов и кого стоит нанимать, а кого нет.
5 веских поводов (✅) и 5 сомнительных поводов (❌) нанять консультанта
✅ В руководстве компании мнения разделились, вам нужен кто-то вне корпоративной иерархии, чтобы дать объективный совет.
❌ На самом деле работу выполнить нужно вам, только вы не можете правильно распределить нагрузку и вместо этого хотите привлечь внешние ресурсы.
✅ Вам мог бы принести пользу способ мышления, который отличается от вашего.
❌ На самом деле вам нужен человек со стороны, который поддержал бы ваше (непопулярное в компании) мнение.
✅ В вашей компании отсутствует нужный опыт или нужные знания.
❌ Вам нужно принять трудные решения, но вы хотите нанять консультанта, который сделает это за вас.
✅ Компания могла бы выиграть, если руководить проектом будет человек, который доведет его до конца и не станет отвлекаться на другие важные работы.
❌ Вы не готовы посвятить себя проекту, поэтому надеетесь, что кто-то другой сделает все за вас и без вашего участия.
✅ Свежая кровь и свежие идеи могли бы вдохнуть жизнь в уставшую организацию.
❌ Вам не нравится ни одна из идей, предложенных сотрудниками компании, и вы хотите чуда.
Как найти консультанта, который не разрушит компанию?
5 советов от Карен Фелан:
1. Ищите тех, кто настаивает на проведении предварительного анализа перед тем, как предлагать вам какие-то ни было потенциальные решения. Остерегайтесь тех, кто предлагает универсальные методы и решения; особенно тех, кто не проводит серьезного предварительного анализа.
2. Ищите тех, кто объясняет вам все и четко обрисовывает не только свой подход, но и свои требования к вам.Остерегайтесь людей, которые говорят на своем профессиональном жаргоне. Если они не могут говорить на понятном языке, они либо сами не знают, чем занимаются, либо не хотят, чтобы вы это знали.
3. Ищите тех, кто опять-таки настаивает на проведении анализа прежде чем делать хоть какие-то подсчеты будущих выгод. Все их денежные расчеты четко обусловлены и обычно лежат в каком-то диапазоне “от… и до…”, все их допущения озвучены. Их подсчеты производят вменяемое, а не экстравагантное впечатление. Остерегайтесь тех, кто с порога сулит огромные выгоды, и тех, кто уговаривает купить продукты и услуги, гарантируя, что вы вернете ваши деньги сторицей. Вы же не знаете, как консультанты собираются выполнять свои обещания. Может, они предложат заменить всех опытных сотрудников новичками с новичковой зарплатой?
4. Ищите людей с богатым опытом, который не ограничивается одной областью. При этом опыт работы с вашим типом бизнеса не всегда необходим. Порой вам нужен тот, кто понимает вашу отрасль, но иногда вы можете извлечь пользу из иной точки зрения. В общем, вам нужен тот, чьему мнению вы доверяете. Остерегайтесь людей с отсутствием настоящего опыта. В отсутствие опыта единственное, что они могут предложить — методологию. Если эта методология не подходит, им не хватит опыта, чтобы это понять.
5. Ищите людей, которые внимательно слушают вас и откровенны в общении. Если они чего-то не знают, они вам об этом скажут. Остерегайтесь людей, у которых есть ответы на все вопросы и у которых всегда оказывается именно тот опыт, в котором вы нуждаетесь. Вероятно, они врут.
Как пишет Карен Фелан, “худшее, что может сделать клиент, — нанять кого-то, кто будет думать за него самого. Консультант может дать анализ, рекомендации, привнести опыт, полученный в других областях, и новый взгляд на ситуацию, но за успехи и неудачи компании должно отвечать ее руководство, а не советники”. Еще один негативный случай — когда топ-менеджерам не нравится то, что говорит их команда, и они нанимают консультанта, чтобы тот поддержал их точку зрения”. Все эти ситуации — заведомо проигрышные.
Когда EdTech-компания нанимает методолога, она фактически привлекает внешнего консультанта, который помогает создать качественный и востребованный образовательный продукт. Но как и в бизнес-консалтинге, успех этого сотрудничества зависит от готовности обеих сторон быть открытыми, вовлечёнными и разделять ответственность за результат. Идеальный методолог — это не просто подрядчик, а стратегический партнёр, который помогает вам не только решать текущие задачи, но и видеть на шаг вперед. О том, как именно методолог влияет на показатели бизнеса, читайте в Telegram-канале. Подписывайтесь!