Опросы: как их проводить правильно, чтобы бизнес получил максимум пользы?
Опросы - это именно та вещь, на которую многие забивают, а потом удивляются, почему же продукт или услуга не продается. И проводить его нужно правильно, чтобы получить максимально четкие результаты. Подготовила для вас основные моменты, которые нужно учитывать перед работой с данным инструментом.
Привет! На связи админ ТГ-канала Зубастый маркетинг, и здесь мы обсуждаем сложные маркетинговые (и не очень) темы и для чего они вообще используются. Сегодня вот поговорим про опросы: зачем они нужны, кому, как использовать результаты и т.д.
О том, что такое опросы, говорить не буду. Все тут люди взрослые и понимают, что это.
Кому они нужны?
Пожалуй, всем: от начинающих предпринимателей до крупного бизнеса. С их помощью можно оценить качество своего продукта или услуги, узнать об эмоциях, который вызывает продукт или услуга, о недостатках, о преимуществах, почерпнуть идеи по улучшению.
В общем, инструмент полезный, поэтому пользуйтесь. Но куда интереснее не сами опросы, а их особенности. Об этом редко говорят почему-то. Но мы сегодня поговорим.
С чего начинать опрос?
Это самый главный вопрос, который должен задать маркетолог, менеджер или владелец бизнеса перед тем, как, собственно, это всё затевать.
Что вы хотите получить в результате? Протестировать гипотезу, собрать обратную связь, узнать что-то новое о ЦА и т.д. Исходя из этого уже будут формироваться вопросы.
Какие вопросы прописывать?
Которые ответят на главный вопрос: "Что я хочу узнать?". Например, в своё время в одной телеком-компании я проводила опрос, чтобы протестировать гипотезу: "наши каналы в социальных сетях не читают подростки". Главная задача: узнать возраст подписчиков, их город, какой контент они предпочитают (текст, видео, инфографика) и запрос от отдела дизайна "нравится ли им наш ребрендинг".
Главное, чтобы:
- аудитория понимала, для чего она это делает. Например: "Ответы на вопросы позволят нам стать лучше", или "Ответы на вопросы позволят улучшить сервис и ускорить обработку ваших заказов". Людям нравится быть причастными к каким-то улучшениям. Сыграйте на этом;
- вопросы были написаны простым и понятным языком без сложной терминологии, которую простые обыватели просто не понимают;
- вопросов было минимум. В идеале - до 5;
- в бОльшей части вопросов можно было выбрать вариант ответа. На открытые вопросы отвечают редко;
- пользователь что-то получил в качестве бонуса. Например, мы всем откликнувшимся начисляли дополнительно 5 гигов мобильного интернета. Если аудитории ничего не давать, то и отвечать она будет посредственно.
Где проводить опросы и в каком формате?
Самое простое: сделать опрос на канале в ТГ. Если нет ТГ, но есть ВК, к примеру, или сайт, или у вас вообще нет социальных сетей и вы хотите отправить СМС-рассылку, то все вопросы можно закинуть в Яндекс-форму и поставить на неё ссылку. Самые главные вопросы обязательно нужно выделить "*", чтобы точно получить на них ответы.
Я делала в Яндекс-форме. По каждую социальную сеть создавала свою форму. Это позволило оценить вовлеченность аудитории в разных социальных сетях. Результаты вовлеченности удивили даже больше, чем результаты самого опроса. Маркетинг долгое время считал, что основной канал - ВК, а выяснилось, что ТГ. В результате пришлось переписывать всю маркетинговую стратегию.
Как оцифровать результат?
Тут всё просто. Можно сделать таблицу и туда прописывать результаты.
Например, сделать столбцы с основными вопросами и туда прописать количество ответов, а в конце подвести итог.
Можно вывести в процентное соотношение. Можно загнать результаты в любую нейросеть и попросить её сделать понятный адекватный отчёт и вывод к нему. Я через ChatGPT делала, когда самостоятельно было лень всё считать.
Если встречаются какие-то частности, то в общий отчёт их можно не включать, но обязательно внести в отдельный документ для того, чтобы не потерять идеи. Именно частные случаи приводят к дальнейшему развитию или возможности посмотреть на продукт или услугу под другим углом.
Если толку от опроса нет: как оправдать затраченные ресурсы?
Да, такое тоже может быть. Например, компания и без опроса знала все свои косяки. В таком случае можно сделать акцент на приоритетах. Можно в выводах прописать следующее: "Опрос показал, что 70% клиентов сталкиваются с задержкой отправки товара. Значит эту задачу нужно решить как можно быстрее". В общем, выделяем самое основное, на что чаще всего жалуются.
Или говорим, что опрос показал, что такая проблема действительно имеется, она массовая и её нужно как-то исправить.
Чтобы уж точно оправдать потраченное время и силы, можно в выводах прописать решения данной проблемы. Да, это будет видение человека, который проводил этот самый опрос, но иногда очень полезно посмотреть на задачу незашоренным взглядом.
Где использовать результаты опросов?
В маркетинговой стратегии, в работе над новым продуктом или улучшении старого. Это вообще функциональный инструмент.
Как часто нужно проводить опросы?
Советую не частить. 1 опрос в 1-2 месяца - самое то. Иначе аудиторию это будет напрягать.
Опросы - это самый простой, но эффективный инструмент, который позволяет быстро и объективно оценить проблемы бизнеса, познакомиться с аудиторией и протестировать новую гипотезу. Даже если вам кажется, что у вас идеальный продукт. Компании иногда полезно посмотреть на свой же продукт глазами аудитории, которая его покупает. Поэтому полный рекомендасьон!
А как вы относитесь к опросам? Как часто проводите и как используете результаты?