Профориентация 2.0: как и зачем бизнесу влиять на карьерный выбор школьников
Сегодня бизнес все чаще рассматривает работу со школьниками не как часть корпоративной социальной ответственности, а как способ вырастить будущих сотрудников и познакомить подростков с возможностями отрасли. Это приносит пользу и компаниям — в виде формирования кадрового резерва, и молодежи — помогая делать более осознанный выбор профессии. Подробнее об этом рассказывает Никита Нечаев, CEO компании «Профилум».
Зачем бизнесу взаимодействовать со школьниками?
Кадровый дефицит в России сохраняется почти во всех отраслях. По данным НИУ ВШЭ, в третьем квартале 2024 года он достиг рекордных 2,7 млн человек. На этом фоне заработные платы в среднем выросли на 18%. Это позволяет временно закрывать вакансии, но не решает стратегическую задачу — создание устойчивого кадрового резерва. В условиях демографической ямы и высокой конкуренции за специалистов бизнесу необходимо делать ставку на стратегические решения.
Согласно исследованию «Профилум», hh.ru и проекта «Билет в будущее», 96% компаний считают формирование собственного кадрового потенциала и привлечение молодых сотрудников ключевыми целями взаимодействия с молодежью.
Однако у большинства подростков профессиональный кругозор остается довольно низким. Международные исследования PISA и OECD показывают: школьники знают в среднем 10–15 профессий, и нередко это не те специальности, которые действительно востребованы. Выбор профессии часто происходит без понимания отраслей и карьерных траекторий.
Почему бизнесу важно работать со школьниками и студентами?
Если бизнес хочет сформировать пул будущих кандидатов, важно уже сейчас знакомить подростков с профессиями своей компании и возможностями, которые она предлагает внутри отрасли. Подростки начинают задумываться о профессии с 6 класса, а к 8–9 классу многие делают первый выбор направления, в котором будут учиться. Организации, которые вовремя включаются в этот процесс, формируют пул кандидатов, изначально заинтересованных в конкретной сфере.
Профориентация — это не просто знакомство с профессиями, а инструмент снижения будущих издержек. Международные исследования OECD и кейсы IBM показывают: подростки, участвующие в профориентационных программах и стажировках, в будущем демонстрируют большую стабильность в профессии. Это снижает текучесть кадров и упрощает планирование. Так, IBM через программу P-TECH готовит школьников к техническим специальностям — значительная часть выпускников впоследствии устраивается в саму компанию.
Исследование The Effects of Career Choice Guidance on Identity Development также подтверждает этот тезис. Оно показало, что участие подростков в качественной профориентации помогает им сформировать более осознанный выбор профессии. Это, в свою очередь, снижает риск того, что в будущем они будут увольняться вскоре после начала работы или часто менять профессию в первые годы своей карьеры.
Искренний интерес к профессии — один из ключевых факторов, влияющих на карьерные достижения, согласно исследованию Иллинойского университета. Люди, которые с юного возраста увлечены определенной сферой, в дальнейшем чаще добиваются успеха и зарабатывают больше — даже при одинаковых способностях и уровне образования. Для компаний это означает следующее: если подросток заинтересовался вашей индустрией уже в школе, он с высокой вероятностью станет мотивированным, лояльным и эффективным сотрудником в будущем.
Как привлекать молодежь в свою индустрию?
Одним из самых эффективных форматов становятся виртуальные профессиональные пробы — интерактивные сценарии, в которых школьник может «примерить» профессию через игровые или практические задания. Например, попробовать себя в роли аналитика или инженера с помощью чат-бота или видео-кейса.
Такие пробы позволяют подросткам лучше понять суть профессии и реальные задачи, а компаниям — сформировать базу заинтересованных кандидатов для дальнейшего вовлечения в образовательные программы и стажировки. Они легко масштабируются, доступны онлайн и адаптируются под разные направления.
Еще один инструмент — профориентационные занятия. Это могут быть специализированные программы, интегрированные в школьное или внеурочное обучение, либо внешкольные активности. Например, компания «Самолет» реализовала такие занятия совместно с нами. Программы знакомят школьников с профессиональной средой, актуальными навыками и карьерными маршрутами. Важный элемент — диагностика интересов и способностей на базе психометрических тестов — позволяет выявить тех, кто действительно заинтересован в развитии в конкретной сфере и рекомендовать им максимально релевантную отрасль и профессию.
Подобные подходы уже успешно применяются в госкорпорациях и крупных компаниях. Программы, такие как «Роснефть-классы», «Газпром-классы» и инженерные классы Росатома, обеспечивают школьникам углубленную подготовку и контакт с индустрией. Например, в 2019 году 786 выпускников «Роснефть-классов», получив высшее образование, устроились на 32 предприятия «Роснефти».
Что это дает компаниям?
Работа с молодежью позволяет:
— формировать кадровый резерв под реальные задачи бизнеса;
— сократить расходы на рекрутинг и адаптацию новых сотрудников;
— повысить узнаваемость бренда работодателя среди молодежи;
— выстраивать долгосрочную стратегию подбора персонала на годы вперед.
Как оценить потребности в кадрах в будущем?
Чтобы понять, каких специалистов бизнесу не будет хватать через 3–5 лет, полезно использовать прогнозную аналитику рынка труда. Такие исследования помогают оценить динамику спроса на профессии и компетенции, скорректировать HR-стратегию и определить направления для профориентационной работы.
Например, если прогноз показывает рост спроса на специалистов по аналитике данных, компания может инвестировать в создание профпроб и программ для школьников и студентов в этом направлении. Это снижает риски дефицита кадров и дает бизнесу контроль над формированием воронки найма.
Профориентация становится важным инструментом подготовки кадров. Это не альтруизм и не просто социальный проект, а практичный способ инвестировать в устойчивое развитие отрасли. Компании, которые уже сегодня начинают работать со школьниками, получают конкурентное преимущество: мотивированных, осознанных и подготовленных специалистов в ближайшем будущем.